Книги месяца
Что читать в июле 2020-го
Minima philologica. 95 тезисов о филологии. За филологию
Вернер Хамахер
280
р.
Вернер Хамахер (1948–2017) — один из известнейших философов и филологов Германии, основатель Института сравнительного литературоведения в Университете имени Гете во Франкфурте-на-Майне. Его часто относят к кругу таких мыслителей, как Жак Деррида, Жан-Люк Нанси и Джорджо Агамбен. Вернер Хамахер — самый значимый постструктуралистский философ, когда-либо писавший по-немецки. Кроме того, он — формообразующий автор в американской и немецкой германистике и философии культуры; ему принадлежат широко известные и проницательные комментарии к текстам Вальтера Беньямина и влиятельные работы о Канте, Гегеле, Клейсте, Целане и других. Многие его статьи стали классическими и переведены на несколько языков.

Книга «Minima philologica», теоретически обосновывающая необходимость филологии, состоит из двух частей: «95 тезисов о филологии», выраженных в форме философского афоризма и продолжающих важную традицию Фридриха Шлегеля и Теодора Адорно, и эссе «За филологию», в котором теоретический базис филологии обсуждается в прозаической форме на примере стихотворения Пауля Целана о власти языка.

Книгу перевела поэт Анна Глазова (ранее переводила стихи и прозу Кафки, Вальзера, Рильке, Целана), редакцию перевода выполнил кандидат философских наук, докторант Института немецкой литературы Гумбольдтовского университета в Берлине Иван Болдырев.

Из предисловия переводчика:

«Цель „Тезисов" — не только дать новое определение филологии среди прочих языковых явлений, но и филологически описать сам язык. В этом смысле проект Хамахера сравним с той задачей, которую решал Витгенштейн в своем „Трактате", — задачу формулировки того, что такое язык вообще, что можно выразить словами и чего нельзя. Язык филологии, на сегодняшний день ограниченный рамками академической дисциплины, Хамахер хочет вынести в свободный доступ для каждого читающего, любителя литературы и мысли и искателя собственного опыта в чтении и письме. Сам автор считал „Minima philologica" важнейшим из своих трудов последних лет и настаивал на том, чтобы именно эта книга была первой переведена на русский язык. Тогда как своей задачей обновления „95 тезисов" напоминают и манифест Лютера, и трактат Витгенштейна, название сборника явно отсылает к „Minima moralia" Адорно».
Ведьмы из Варбойс. Хроники судебного процесса
475
р.
Книга написана по горячим следам судебного процесса 1593 года над двумя женщинами, обвиненными в колдовстве, и призвана убедить современников в справедливости предъявленных обвинений. Это детальный отчет о так называемом «деле варбойских ведьм», начинающийся с первых подозрений, вызванных капризом девятилетней девочки, и окончившийся казнью через повешение. Подробность и точность описания симптомов на многие годы превратила эту книгу в учебник по имитации одержимости. Настоящее издание снабжено обширным комментарием и послесловием переводчика. Автор предлагает читателю подробный рассказ о предпосылках и последствиях «охоты на ведьм», о других значительных процессах того времени, о «благородных» авторах навета и его несчастных жертвах.

На русском языке издается впервые.
Желание быть городом. Итальянский травелог эпохи Твиттера в шести частях и тридцати пяти городах
Дмитрий Бавильский
900
р.
Эту книгу можно использовать как путеводитель: Дмитрий Бавильский детально описал достопримечательности тридцати пяти итальянских городов, которые он посетил осенью 2017 года. Однако во всем остальном он словно бы специально устроил текст таким намеренно экспериментальным способом, чтобы сесть мимо всех жанровых стульев.

«Желание быть городом» — дневник конкретной поездки и вместе с тем рассказ о произведениях искусства, которых автор не видел. Таким образом документ превращается в художественное произведение с элементами вымысла, в документальный роман и автофикшен, когда знаменитые картины и фрески из истории визуальности — рама и повод поговорить о насущном. Например, о меланхолии и чувстве недостаточности современного человека, о «цифровом» восприятии XXI века и о «судьбах России». Главная цель Бавильского — вытащить читателя из повседневности, переместить его с помощью «эффекта присутствия» в пространство высокой культуры, доступное, несмотря на свою идеальность, любому желающему, даже когда целые страны закрывают свои границы и двери музеев.
Город на холме
Рина Гонсалес Гальего
760
р.
Никогда еще в художественной литературе современный Израиль не представал перед читателем в столь противоречивом виде. Непримиримое противостояние ортодоксов и светских, израильтян и палестинцев, поселенцев и властей — все клокочет в этом кипящем котле, каждая минута чревата кровопролитием. Судьбы героев «Города на холме» запутаны и далеко не просты, но при этом едва ли не документально достоверны. Рина Гонсалес Гальего проводит своих персонажей по лабиринтам реальности сегодняшней Земли Обетованной, ничего не приукрашивая и не сгущая красок, — в этом нет необходимости, настолько раскалена, пестра и насыщенна палитра этого мира.
The Terraforming
Бенджамин Браттон
635
р.
Терраформинг — это концепция трансформации планеты до состояния, пригодного для обитания людей. Браттон полагает, что в контексте надвигающейся климатической катастрофы только изменение планетарного масштаба способно продлить нашу жизнь на Земле такой, какой мы её знаем. Браттон предлагает системную трансформацию городов, технологий и экосистем в течение следующих ста лет.
Об антропоцене
Дипеш Чакрабарти
595
р.
В книгу профессора Чикагского университета вошли два текста, посвященные наступлению новой эпохи «антропоцена», в которой человек из биологического вида, влияющего на окружающую среду, превратился в новую геологическую силу.
Методолог. В 2-х томах
Матвей Хромченко
980
р.
Издательская аннотация:

Эта книга о жизни Щедровицкого Георгия Петровича, русского гения, методолога, философа, ученого. Книга об удивительном и уникальном мировом событии — рождении новой философии, которой суждено еще много столетий влиять на ход человеческой истории. Книга о людях, которым такая задача оказалась по плечу. Написана она Матвеем Соломоновичем Хромченко, непосредственным участником и свидетелем этого события, фактически и единственным биографом Г. П. Щедровицкого.

P.S. Несмотря на то, что на фотографии одна книга, в реальности их две!
Скрытый учебный план. Антропология советского школьного кино начала 1930-х — середины 1960-х годов
Вадим Михайлин, Галина Беляева
690
р.
Советское «школьное кино» — крайне любопытное явление в истории мирового кинематографа, основанное на специфическом компромиссе пропагандистских установок и социальных запросов аудитории. Истории, которые оно рассказывало, зачастую были построены по принципу матрешки: незамысловатый внешний сюжет мог скрывать в себе самые разные месседжи — от утверждения советских моральных ценностей до фиги в кармане, от поиска вариантов развития личности до намеков на изменения в генеральной линии партии. Тому, как формировались и транслировались эти смыслы, а также соотнесенности разных месседжей в одном «высказывании» и посвящена эта книга.

Вадим Михайлин — историк культуры, социальный антрополог, профессор Саратовского государственного университета.

Галина Беляева — старший научный сотрудник Саратовского государственного художественного музея имени А. Н. Радищева.
Расторгуев
1200
р.
Александр Расторгуев (1971-2018) — документалист, новатор, поэт, бунтарь, учитель. Его картины и тексты о кино — уникальное явление российского и мирового кинематографа.

Книга продолжает «черную серию» журнала «Сеанс», посвященную главным кинорежиссерам современной России. Ее первая часть — рассказ о жизни и работе Расторгуева, беседы с родными, соавторами и учениками режиссера, в которых раскрываются обстоятельства создания фильмов «Чистый четверг», «Дикий дикий пляж», «Я тебя люблю», а также проектов «Срок», «Реальность», «Норильск» и других. Вторая часть — критические статьи о работах Расторгуева и эссе о ключевых элементах его художественной вселенной. Третью часть составляют тексты Александра Расторгуева — манифесты, заявки и расшифровки мастер-классов.
Сеанс № 74. Fellini
1285
р.
Феллини, имея авторитет первого кинематографиста мира, не любил рассуждать о современности и актуальности. Он полагался не на технику, а на волшебство и куда охотнее описывал не приемы, а своих героев — Джельсомину, Кабирию, Казанову, Сарагину, Градиску. Описывал словами, которые обременительны для наукообразного теоретизирования: душа, надежда, страдание или милосердие. Как их измеришь?
Второй экран. Сергей Эйзенштейн и кинематограф насилия. Том 1. Зеркальная подборка. Материалы к психобиографии
Валерий Подорога
1950
р.
Издание посвящено выдающемуся режиссеру Сергею Михайловичу Эйзенштейну. Автор книги — российский философ, доктор философских наук, работая с текстами, рисунками, фильмами режиссера, демонстрирует философские возможности нефилософских текстов. Эйзенштейн предстает перед читателем не как личность и не как автор, но как своеобразная универсальная фигура современного художника, художника эпохи медиа, где жизнь, творческие замыслы, идеи и проекты, а также их отдельные реализации, есть некоторое неразделимое общее поле «произведения», создаваемого «прижизненным архивом».
Постфактум. Две страны, четыре десятилетия, один антрополог
Клиффорд Гирц
460
р.
Интеллектуальная автобиография одного из крупнейших культурных антропологов XX века, основателя так называемой символической, или «интерпретативной», антропологии.

В основу книги лег многолетний опыт жизни и работы автора в двух городах — Паре (Индонезия) и Сефру (Марокко). За годы наблюдений изменились и эти страны, и мир в целом, и сам антрополог, и весь международный интеллектуальный контекст. Можно ли в таком случае найти исходную точку наблюдения, откуда видны эти многоуровневые изменения? Таким наблюдательным центром в книге становится фигура исследователя. Применяя к собственной жизни свой знаменитый метод «плотного описания», Гирц показывает, как частные и повседневные практики соотносятся с широким социальным и политическим контекстом, как упорядоченность и логичность событиям придает сам наблюдатель, постфактум выявляя и интерпретируя данные взаимосвязи. В результате книга о личном опыте изучения трансформаций в «развивающихся» странах Азии и Африки становится блестящим экскурсом в теорию и практику культурной антропологии, размышлением о возможностях и предназначении гуманитарных наук.
Метаморфозы театральности. Разомкнутые формы
770
р.
Размыкание границ и структуры классической драмы в России происходило в несколько этапов: начиная с А. П. Чехова, сквозь советские семидесятые, пьесы Л. Петрушевской и В. Славкина в постановках Анатолия Васильева к Новой драме девяностых.

В начале XXI века в России появились новые типы театров — иммерсивный, сайт-специфик, инклюзивный, хеппенинг, которые радикально трансформировали театральное пространство, уйдя от традиционной драмы, зрительного зала и даже самого театрального здания.

Как традиционные формы театра подвергались деконструкции в эпоху постмодерна? Почему искусство стремится стереть границу между сценой и реальной жизнью? Среди героев книги — Всеволод Лисовский, Борис Павлович, Павел Пряжко, Борис Юхананов, Клим, Дмитрий Брусникин, Иван Вырыпаев, Михаил Угаров, Юрий Клавдиев и другие.
Конец моды. Одежда и костюм в эпоху глобализации
Под ред. Адама Гечи и Вики Караминас
595
р.
«Когда провозглашают смерть какого-то явления, это еще не повод бить тревогу», — утверждают во введении авторы коллективной монографии «Конец моды». По их мнению, современный мир, несмотря на объявленный еще в конце прошлого столетия конец истории, искусства и самого человека, просто переходит в иное состояние, и мода, чутко реагирующая на любые социальные трансформации, воплощает в себе этот процесс. Такая идея получает всестороннее обоснование в работах крупнейших теоретиков и историков моды: Хейзел Кларк, Адама Гечи, Валери Стил, Вики Караминас, Аньес Рокамора, Ольги Вайнштейн, Хилари Раднер, Сэнди Блэк.

В центре внимания авторов — взаимодействие моды с современными индустриями (искусством, цифровыми технологиями, экономикой), а также с важнейшими проблемами сегодняшнего дня (глобализацией, экологией, мемориальной политикой). От главы к главе, читателю открывается панорама глобальных культурных сдвигов, рассмотренных сквозь призму моды как универсальной и многогранной семиотической системы.
К русской речи. Идиоматика и семантика поэтического языка Осипа Мандельштама
Павел Успенский, Вероника Файнберг
495
р.
В гуманитарном мире сложился устойчивый образ О. Мандельштама — сложного, «темного» поэта, чьи стихи нуждаются в кропотливой дешифровке. Увлеченные поисками интертекстуальных связей, филологи зачастую игнорируют первооснову мандельштамовской лирики — язык.

В своей монографии «К русской речи» Павел Успенский и Вероника Файнберг исследуют роль идиоматики в поэтическом языке Мандельштама: как поэт систематически использует фразеологию для создания сложных поэтических образов и подчас загадочных смыслов. Идиоматика, по мнению авторов, определяет не только смысл строк или строф, но иногда и развитие всего стихотворения, что позволяет считать русский язык главным «вдохновителем» поэта. Предложенная авторами когнитивная модель восприятия творчества Мандельштама дает ответ на вопрос, почему его стихи, несмотря на всю их «эзотеричность», кажутся интуитивно понятными и сохраняют силу поэтического высказывания для нескольких поколений читателей.

Павел Успенский — кандидат филологических наук, PhD, доцент Департамента истории и теории литературы Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Вероника Файнберг — выпускница Школы филологии, магистрантка программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»).
Как квакеры спасали Россию
Сергей Никитин
575
р.
Ужасающий голод 1921 года поставил советскую власть перед неизбежным решением: признать катастрофу и принять иностранную помощь. В течение короткого времени были подписаны более двадцати договоров с международными организациями, изъявившими желание помогать Советской России. Третьим в этом списке был договор Наркомпрода с квакерами.

Квакеры, или Религиозное общество Друзей, — это протестантская христианская церковь, история взаимодействия которой с Россией начинается в XVII веке. С 1916 по 1931 год квакеры смогли вполне мирно и плодотворно сотрудничать со всеми властями: с чиновниками царской России, с чехословацкими легионерами и большевиками. Это сотрудничество способствовало спасению сотен тысяч людей, которые выжили благодаря квакерским пайкам, врачам, тракторам и лошадям. В России практически ничего не известно об этой помощи, имена спасителей забыты, добрые дела преданы забвению.

Сергей Никитин, многолетний представитель Amnesty International в России и исследователь истории квакеров, своею книгой стремится восстановить историческую справедливость. Книгу предваряет вступительная статья старшего научного сотрудника ИРИ РАН и члена Вольного исторического общества Владислава Аксенова, вводящая квакерские инициативы в социально-политический контекст эпохи.

«Сергей Никитин написал удивительную документальную книгу. Нас учат, что кругом одни враги, а книга про то, что это совсем не так. Учат, что человек все делает только ради своей собственной выгоды, а оказывается, что есть люди, живущие совсем по-другому. Такие книги меняют мир».
Борис Гребенщиков, музыкант

«Книга Сергея Никитина, многолетнего представителя „Amnesty International" в России, посвящена одной из важнейших ценностей человеческой цивилизации — любви к ближнему, и неважно, насколько он реально близок географически, этнически, политически... Религиозное чувство и сострадание ведет героев книги, британских и американских протестантов-квакеров, в далекую Россию на помощь голодающим и умирающим. Эту страницу отечественной истории автор открывает перед нами впервые — бережно и тщательно извлекая неизвестные доселе факты. Это не просто хроника гуманитарной помощи, а История Человечности».
Михаил Федотов, юрист, правозащитник
Санкт-Петербург и русский двор. 1703–1761 годы
Пол Кинан
540
р.
В 1739 году итальянский философ Франческо Альгаротти посетил Санкт-Петербург и впоследствии сравнил его с «окном, через которое Россия смотрит в Европу». Еще до того, как эта фраза стала крылатой, в новой столице европейцы увидели символ стремительной модернизации страны, начатой Петром Великим. Американский историк Пол Кинан считает строительство и развитие Петербурга сознательной попыткой российских монархов создать полигон для социальных и культурных преобразований. Особое внимание Кинан уделяет архитектуре и социальным пространствам города, придворным церемониям, полицейскому надзору и дисциплинирующим практикам, азартным играм, питейной культуре, одежде и гигиене.

Ценный аспект исследования состоит в сравнении быта Петербурга и других европейских столиц, что позволяет увидеть, в чем было своеобразие «нового Амстердама», а в чем он следовал общим тенденциям. Как показывает автор, внешний облик Петербурга, его институты, общественная и культурная жизнь обнаруживают следы активного взаимодействия с другими дворами и городами Европы.

Пол Кинан — специалист по культурной истории России XVIII века, преподаватель Лондонской школы экономики (Великобритания).
Культуры патриотизма в период Первой мировой войны
545
р.
Сборник подготовлен на основе материалов научных докладов международной конференции «Patriotic Cultures during the First World War», проходившей 11–13 июня 2014 г. в Европейском университете в Санкт-Петербурге.

Исследователи из Австрии, Великобритании, Германии, Канады, России и США предприняли попытку написать культурную историю патриотизма в странах — участницах Первой мировой войны. Авторы проанализировали язык, визуальные образы, государственные и общественные практики и их восприятие основными акторами исторического процесса. В итоге им удалось продемонстрировать все сложности патриотической мобилизации, которые сопровождали глобальный конфликт начала XX в. Опубликованные статьи, взятые в совокупности, позволяют рассмотреть данную проблему в сравнительном аспекте и намечают перспективы дальнейших исследований в этом направлении.
Иисус для неверующих. Основатель христианства без мифов, легенд и церковных доктрин
Джон Шелби Спонг
575
р.
Издательская аннотация.

«Иисус для неверующих» — впервые издающаяся на русском языке одна из самых известных — бурно обсуждаемых, разобранных на цитаты книг Джона Шелби Спонга, епископа, которого одни называют опасным безбожником и самым лютым еретиком нашего времени, а другие — вдохновенным пророком живой веры и предтечей новых глобальных сдвигов в религиозном мировоззрении.

Сегодня, когда церковные догмы и порядки для многих стали бессмысленными, а традиционные формы христианства, завязанные на всяких сверхъестественных чудесах и средневековых легендах, необратимо скатываются в прошлое, как никогда важно разобраться, а что на самом деле стоит за учением об Иисусе из Назарета, которое столетиями распространяла официальная церковь. Было ли что-то жизненно важное тогда и есть ли сегодня, может быть, даже божественное, во всем этом?

Спонг радикально разбирает евангельские повествования, разрушая застывшие железобетонные стены, под которыми Иисуса и его учение погребли столетия церковной идеологии, и рассказывает о религиозных барьерах и тупиках, которые ограничивают разум, веру и человечность и отталкивают от церкви сегодня, противореча вести Иисуса.
Малое стихотворное собрание. 3-ий и 4-ый тома
Дмитрий Александрович Пригов
Дмитрий Александрович Пригов — один из основателей московского концептуализма, поэт, прозаик и художник, автор тысяч стихотворений, «неканонический классик». Поэтический дар Д. А. Пригова — уникальный, щедрый и неукротимый — разносторонне представлен в этом собрании. Буквы П. Р. И. Г. О. В. стали здесь ключами к темам и мотивам его поэзии — от преисподней до рая, от вины до искренности.

В третий том вошли стихи, связанные с ИСКРЕННОСТЬЮ, ИСКУССТВОМ, ИСКУШЕНИЕМ и ИНЫМИ.

В четвертый том вошли стихи, связанные с ГОСУДАРСТВОМ, ГРАЖДАНИНОМ, ГОСПОДОМ, ГЕНИЕМ, ГЕРОИЗМОМ, ГИБЕЛЬЮ и ГОРОДОМ.
Пригов / Малое стихотворное собрание. Том 3. И.
Пригов / Малое стихотворное собрание. Том 4. Г.
Расцветает самая красная из роз
Лив Стрёмквист
850
р.
В комиксе «Расцветает самая красная из роз» Лив Стрёмквист исследует, что происходит с любовью в эпоху позднего капитализма. Анализируя любовный опыт Леонардо Ди Каприо и Сёрена Кьеркегора, социологические тексты Евы Иллуз и поэзию Хильды Дулитл, Стрёмквист ищет ответы на вопросы о том, почему нам так трудно влюбиться, можно ли контролировать чувства, почему любовь приносит боль и почему она заканчивается. «Расцветает самая красная из роз» — это смесь теории, поп-культуры и юмора, ставшая визитной карточкой комиксистки.

Другие книги издательства No Kidding Press.
Синеты
Мэгги Нельсон
450
р.
В течение трех лет медленно проходящей грусти Мэгги Нельсон обращается к заметкам Гёте и Витгенштейна о цвете, перебирает в памяти цитаты из Леонарда Коэна, Джони Митчелл, Маргерит Дюрас и Джона Бёрджера, окружает себя синими предметами и исследует личные воспоминания и сны. Итогом этого пристального изучения искусства, литературы и одиночества становится лирическое, философское, откровенное эссе; 240 утверждений о горе, любви, их ограничениях и — о синем цвете.

Другие книги издательства No Kidding Press.
Быть здесь — уже чудо
Мари Дарьесек
450
р.
Паула Модерзон-Беккер была здесь: дружила с Рильке, бродила по пустошам, писала детей и крестьянок, увлекалась нудизмом, вела дневник и стала первой художницей, решившейся на обнаженный автопортрет. При жизни Паула не получила признания: на ее выставки писали едкие рецензии, а продать ей удалось всего три картины — не в пример меньше, чем ее супругу, художнику Отто Модерзону. Нацисты уничтожили часть ее произведений, считая их «дегенеративными».

Но у Паулы всегда были защитники. Среди них — французская писательница Мари Дарьесек, создавшая живой и точный литературный портрет Паулы — историю неравной борьбы экспрессионистки с художниками начала ХХ века, поиска собственного стиля, дружбы с Кларой Вестхофф и брака с Отто Модерзоном, ее жизни в Ворпсведе и Париже. «Быть здесь — уже чудо» закрепляет за Паулой репутацию важнейшей фигуры модернизма и проливает свет на те трудности, с которыми сталкивались художницы на пути к профессиональному признанию.

«Это прекрасная короткая книга, очень чистая история о том, как одна художница встречает другую. Биография, история искусства и критика неотделимы в ней друг от друга».
Крис Краус


Другие книги издательства No Kidding Press.
Как художники придумали поп-музыку, а поп-музыка стала искусством
Майк Робертс
1220
р.
В книге «Как художники придумали поп-музыку» обозреваются переплетающиеся истории поп-музыки и визуального искусства с 1950-х годов до наших дней или даже шире — от дада до Леди Гаги и далее. Майк Робертс подробно рассматривает активный и плодотворный обмен идеями между арт-колледжами и музыкантами, которых они воспитали (вне зависимости от того, завершили ли будущие поп-звезды свое художественное обучение).

Визуальное искусство и связанные с ним субкультуры играли заметную роль в каждом сколько-нибудь важном повороте истории поп-музыки. Беспрецедентный рост художественного образования в конце 1950-х — начале 1960-х годов привел к тому, что в сферу культуры устремилось множество молодых людей, которые прежде выбрали бы более традиционные профессии в производстве или сфере услуг. Поступая в арт-колледжи, они, в том числе будущие поп-звезды, получали доступ к притягательному миру богемной романтики, к новейшим идеям в эстетике, авангардным стилям и творческому индивидуализму. Всё это наложило отпечаток на тех из них, кто стал музыкантами, и на музыку, которую они слушали, а затем и исполняли. Если прежде они видели бы в своем музыкальном призвании чисто развлекательную функцию, то теперь они считали себя художниками. Так то, чем они занимались, стало искусством, — не в последнюю очередь потому, что они сами в это поверили.

Прокладывая извилистый путь через различные поля художественной практики, в которых пересекались такие разные люди и коллективы, как Марсель Дюшан, The Beatles, Йоко Оно, The Who, Джон Кейдж, Энди Уорхол, The Velvet Underground, Фрэнк Заппа, Pink Floyd, Дэвид Боуи, Гилберт и Джордж, Kraftwerk, Ричард Гамильтон, Roxy Music, Малкольм Макларен, Sex Pistols, Talking Heads, Blondie, Factory Records, Жан-Мишель Баския, The KLF, Джереми Деллер, Riot grrrl, Jay—Z и многие другие, Майк Робертс прослеживает историю рока арт-колледжей, уточняет родословную поп-культурных трендов и помещает в исходный исторический контекст творчество художников, которые черпают вдохновение в неиссякаемой витальной энергии поп-музыки.
Теория дрона
Грегуар Шамаю
695
р.
Применение военных дронов во время боевых действий запустило общественную дискуссию о правовых и этических вопросах. Американская военная стратегия не обсуждалась так широко со времен дебатов о ядерной войне. Можно ли по-прежнему говорить о войне, когда риск не является взаимным и целые группы людей рассматриваются как потенциальные мишени, перед тем как стать мишенями легитимными? На наших глазах трансформируются законы войны, которые долгое время определяли военный конфликт как прямое столкновение между солдатами.
Всё, что вы знаете об искусстве — неправда
Мэтт Браун
695
р.
Почему на самом деле Мона Лиза улыбается? Кто изобрел фотографию? Какая картина больше месяца висела вверх ногами, прежде чем кто-нибудь заметил? В мире изобразительного искусства нередко распространяются заблуждения: например, что все художники — молодые и бедные, или что Уолт Дисней действительно создал Микки Мауса. В этой книге раскрывается правда о первой фотобомбе в 1843 году, об уничтожении «Подсолнухов» Ван Гога во время Второй мировой войны, о том, как «Точечная картина» Дэмиена Хёрста была отправлена на Марс и о многом другом.
Античное искусство
Сьюзен Вудфорд
925
р.
Более двух тысяч лет античная культура определяла развитие западной цивилизации. Эта книга рассказывает о творческих достижениях греческих и римских художников, которые ее создавали: о смелых новшествах, шедших вразрез с традициями, о дерзаниях мысли, о неудержимом стремлении к тому, чтобы запечатлеть в камне или красках — впервые в истории — гармоничные формы тела человека и всё богатство его эмоций.

Время не пощадило античное искусство, обратив его крупные памятники в руины, поражающие воображение, а остальные — в хаос разрозненных фрагментов. Однако уцелевшие произведения и свидетельства очевидцев, которые описали исчезнувшие сокровища, позволяют судить о величии созданного древними греками и римлянами.
Глобальное искусство
Джессика Лак
925
р.
В своей книге Джессика Лак знакомит нас с пятьюдесятью художественными движениями и коллективами, которые выступали под знаменем политической борьбы, протеста против колониализма, маргинализации, войн и притеснений.

Действуя в разных странах мира, эти движения — «Саккахана» в Иране, «Экспериментальные мастерские» в Японии, стридентисты в Мексике, «АФРИКобра» в Америке и другие — бросали вызов текущему положению вещей и пробуждали от спячки современное им общество. Не столь известные, как футуризм, дадаизм или поп-арт, они выдвигали смелые новаторские идеи и привлекали внимание к самым острым социальным проблемам.

Каждое движение, о котором идет речь в книге, рассматривается в своем историческом контексте и в то же время во взаимодействии с мировыми художественными тенденциями. Глобальное искусство расширяет и уточняет наши познания, направляя свет на художников, произведения и события, которые незаслуженно остаются за кадром большинства исторических обзоров современной культуры.
О чем поют птицы. Записки орнитолога о самых удивительных созданиях планеты
Грегуар Лоис
435
р.
Птицы — одни из самых уникальных созданий на земле, вся их жизнь удивительна и непредсказуема. С древних времен люди восхищались возможностями этих животных, поклонялись им и воспевали их красоту. Парадоксально, но именно из-за разрушительного воздействия человека на природу птицы исчезают все быстрее.

Грегуар Лоис, орнитолог парижского Национального музея естественной истории, увлекательно рассказывает в своей книге о том, кто же такие — эти изумительные птицы, раскрывает тайны их существования и страстно призывает их защищать.
Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим
Александр Архангельский
540
р.
600
р.
Знаменитому французскому слависту Жоржу Нива (род. 1935) выпала жизнь, насыщенная яркими событиями. Тесное общение с Борисом Пастернаком, высылка из СССР, арест невесты, ранение в Алжире, дружба с диссидентами, Май 1968-го, встречи с Солженицыным... В СССР с ним обошлись жестоко, но если и есть на свете непридуманные русофилы, то он — один из них.

  • Издание продолжает авторскую серию Александра Архангельского «Счастливая жизнь». Первая книга серии — «Несогласный Теодор» о Теодоре Шанине была издана в конце 2019 года.
  • Герои серии «Счастливая жизнь» — люди двадцатого века. Все они — без преувеличения люди Большой Истории.
  • История жизни знаменитого французского слависта Жоржа Нива, написанная от первого лица. Рассказ появился благодаря беседам автора с героем на протяжении многих лет, с конца 1980‑х годов.
  • Книга иллюстрирована фотографиями из личного архива Жоржа Нива.
  • Биография Жоржа Нива легла в основу сценария фильма Андрея Смирнова «Француз».
«Несогласный Теодор. История жизни Теодора Шанина, рассказанная им самим»
Александр Архангельский, 978-5-17-119656-1, 2020 г.
Сьюзен Зонтаг. Женщина, которая изменила культуру XX века. Биография
Бенджамин Мозер
785
р.
«Сьюзен Зонтаг. Женщина, которая изменила культуру XX века. Биография» — бестселлер Amazon и лауреат Пулитцеровской премии 2020.

Сьюзен Зонтаг выступала на баррикадах в Сараево, ставила спектакль по Беккету, снялась в картине Вуди Аллена, тесно общалась с Иосифом Бродским и Энди Уорхолом.

В этой книге собраны многочисленные материалы о жизни и судьбе легендарной Зонтаг, которые Мозер скомпоновал из воспоминаний близких и знакомых Сьюзен. Среди них — сын Сьюзен Давид Рифф и фотограф Энни Лейбовиц.

Автор книги — Бенджамин Мозер, американский журналист и переводчик, финалист Премии Национального круга книжных критиков.
Чужой разум
Питер Годфри-Смит
455
р.
Питер Годфри-Смит (р. 1965) — австралийский морской биолог и философ науки, профессор Сиднейского университета. Его бестселлер «Другие умы» произвел настоящую революцию в нашем понимании головоногих моллюсков: по мнению автора, эти животные представляют собой «альтернативный эксперимент эволюции по созданию высокоразвитого интеллекта». Автор, опытный аквалангист, постоянно наблюдающий осьминогов и каракатиц в их естественной среде обитания, убежден, что эти бесконечно далекие от нас организмы демонстрируют выдающиеся когнитивные способности и удивительно высокий уровень психической сложности.
Магия красок. Акварели из Тессина, заметки и стихи
Герман Гессе
665
р.
Знаменитый немецкий писатель и поэт Герман Гессе писать красками начал в разгар Первой мировой войны. Живопись помогла ему выжить в страшные времена. Для будущего нобелевского лауреата это был новый вид творчества, который позволил ему на некоторое время отойти от литературы.

В книгу включены живописные акварели автора, созданные в швейцарском кантоне Тессин (Тичино), а также эссе, стихотворения и письма.
Африканец
Жан-Мари Гюстав Леклезио
475
р.
«Африканец» — это больше чем воспоминания о тех годах, которые Жан-Мари Гюстав Леклезио провел в Африке, где его отец работал врачом. Это рассказ об истоках его мыслей, стремлений, чувств. Именно здесь, в Африке, будущий нобелевский лауреат почувствовал и в полной мере осознал, что такое свобода — бескрайняя, безграничная. Свобода, которую можно ощутить только на этом континенте, где царствует дикая природа, а люди не знают условностей.
Брачная ночь, или 37 мая
Людмила Петрушевская
545
р.
Книга пьес Людмилы Петрушевской — явление редкое и значительное. Вот уже почти пятьдесят лет ее пьесы существуют в театральном мире, сначала власти СССР их запрещали, но пьесу ведь можно поставить и в комнате. Что и делали режиссеры. Потом-то пьесы ее пошли по всей стране и по многим странам мира (кроме Африки, о которой сведений нет). И драматурга Л. Петрушевскую наградили Государственной премией, театральной премией Станиславского и премией «Золотая маска», и сейчас только в Москве идет шесть ее спектаклей.

Считается, что пьесы читать трудно. Нет, как в романе, этих слов: «Был поздний вечер июльского дня». Но ведь и в театре зритель первые пять-семь минут не знает, где все происходит и кто здесь кто. Однако вскоре читатель — удивительным образом — постепенно и создает для себя декорации, и видит героев, и становится зрителем созданного им самим спектакля.
Таинственная карта.
Неполный и неокончательный путеводитель по миру книг
Галина Юзефович
545
р.
«Вообще, ослабление социального прессинга парадоксальным образом пошло чтению скорее на пользу: перестав, наконец, стыдиться того, что, несмотря на все усилия, не смог полюбить „Улисса", человек зачастую начал читать не меньше, а больше. На смену драматичному подходу „сарай сгорел — гори и хата" („Улисса" не прочел — так чего вообще затеваться, конченый я человек, не быть мне интеллектуалом") пришло трезвое и прагматичное желание читать то, что нравится, и столько, сколько нравится».

«Таинственная карта» — новая книга самого известного российского литературного критика последнего десятилетия, увлекательный навигатор по книжному миру для любителей чтения с множеством непредсказуемых маршрутов и кладов с литературными сокровищами, сборник рецензий на книги самых разных жанров и литературных стилей.
CO-MIX
Арт Шпигельман
2695
р.
CO-MIX — это творческая биография одного из самых именитых и самобытных современных художников и иллюстраторов, Арта Шпигельмана. Большую часть книги занимают работы автора: обложки журналов от The New Yorker до RAW и New York Times Book Review, поздравительные открытки с Днем святого Валентина, вкладыши для жевательной резинки, сценография для танцевального шоу и собственного спектакля, литографии и гравюры, витражи для Нью‑йоркской высшей школы искусства и дизайна, которую сам автор закончил в 1965 году, эскизы и наброски к графическому роману «Маус» который принес Шпигельману Пулитцеровскую премию. И конечно, комиксы: злободневные и философские, скандальные и трогательные, смешные и трагические, саркастичные и наивные, яркие, незабываемые, уникальные. То, благодаря чему Шпигельман стал художником, которого знает весь мир.
Миражи советского. Очерки современного кино
Антон Долин
745
р.
Антон Долин — кинокритик, главный редактор журнала «Искусство кино», автор книг «Ларс фон Триер. Контрольные работы», «Джим Джармуш. Стихи и музыка», «Оттенки русского. Очерки отечественного кино».

В новой книге Антона Долина собраны размышления о фильмах, снятых в XXI веке, но так или иначе говорящих о минувшей эпохе. Автора интересуют вопросы: почему режиссеров до сих пор волнуют темы войны, оттепели, застоя, диссидентства, сталинских репрессий, космических завоеваний, спортивных побед времен СССР и тайных преступлений власти перед народом? Что это — «миражи советского», обаяние имперской эстетики? Желание разобраться в истории или попытка разорвать связь с недавним прошлым?
Я врач! О тех, кто ежедневно надевает маску супергероя
Джоанна Кэннон
375
р.
Джоанна Кэннон, автор книги и врач-психиатр, не боится говорить о собственной уязвимости и совершенных ею ошибках. Для этого она проведет вас по больничным палатам и расскажет о пациентах, с которыми познакомилась по долгу службы. Каждая ее история наглядно показывает, что пациенты и врачи — обычные люди, заслуживающие уважения и сочувствия, и призывает гуманно относиться друг к другу.

Медицина не ограничивается скальпелями и дефибрилляторами, автор рассказывает, как важно быть рядом с умирающим пациентом в последние часы его жизни и как зачастую одно правильно или неправильно подобранное слово может сыграть огромную роль. Несмотря на все препятствия, которые порой казались Джоанне непреодолимыми, она все же осталась в медицине, поняв, что это ее призвание.
Рассеянный ум. Как нашему древнему мозгу выжить в мире новейших цифровых технологий
Адам Газзали, Ларри Д. Розен
515
р.
«На двух стульях не усидишь» — это научно доказано психологом Ларри Д. Розеном и нейробиологом Адамом Газзали! Каждый раз, когда вы одновременно пытаетесь писать сообщение и смотреть новости или читать книгу и слушать музыку, ваш мозг дает сбой — он не приспособлен к многозадачности. А в мире, наполненном смартфонами, социальными сетями и различными информационными ресурсами, его шансы на успех и вовсе стремятся к нулю: рассеянность становится главным спутником жизни. Ее причины, последствия и способы преодоления вы найдете в этой книге.
Совы умнее жаворонков. Почему „магии утра" не существует и как совам преуспеть в мире, в котором правят ранние пташки
Фрэнк Дж. Рамбаускас
555
р.
Эта книга — настоящее спасение для тех, на кого не подействовала «магия утра». Пока миром правят неугомонные жаворонки, несчастные совы вынуждены жить по их правилам. Пора покончить с этой несправедливостью! Последние научные исследования доказывают: совы обычно умнее, успешнее и креативнее ранних пташек.

Стереотипы об их лени и неэффективности связаны только с тем, что совам часто приходится жить по чужим биоритмам, что подрывает их здоровье и снижает эффективность. Автор бестселлеров и успешный предприниматель Фрэнк Дж. Рамбаускас развенчивает мифы о суперспособностях жаворонков и дает полезные рекомендации для сов, которые помогут им организовать правильный режим дня, повысить продуктивность и стать счастливее.
Психодрама. Психотерапия расстройств личности
Соня Хинтермейер
525
р.
Расстройства личности принято относить к разряду тяжелых расстройств, их лечение рассматривают как настоящий профессиональный вызов. В книге представлена симптоматика, развитие и лечение с позиции психодрамы. Автор приводит модель структурной, специфической для каждого вида расстройства, терапии с помощью метода психодрамы при расстройствах личности.

Психодрама — это гуманистический метод терапии, ориентированный на проживание травматических эпизодов, его цель — раскрепостить (заблокированную) спонтанность и креативность. Многочисленные примеры из практики доказывают, как терапевтические отношения и гибкое применение разнообразных приемов психодрамы могут облегчить симптоматику расстройств личности.
Эпоха сериалов. Как шедевры малого экрана изменили наш мир
Анастасия Архипова, Екатерина Неклюдова
760
р.
Масштабный всплеск зрительского интереса к Шерлоку Холмсу и шерлокианским персонажам, таким, как доктор Хаус из одноименного телешоу, — любопытная примета нынешней эпохи.

В этой книге авторы исследуют, как устроены современные шерлокианские теленарративы и порожденная ими фанатская культура, а также прибегаем к помощи психоанализа и «укладываем на кушетку» не только Шерлока, но и влюбленных в него зрителей.
Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана
815
р.
«Фантастическая жизнь Лилианны Лунгиной, вместившая в себя весь двадцатый век, и ее изумительный рассказ об этой жизни сокрушительно свидетельствуют: всё, что останется от страшного русского двадцатого века — это культура».
Леонид Парфенов

«Подстрочник» — книга уникальная, созданная по снятому Олегом Дорманом документальному фильму, где на экране на протяжении нескольких часов блестящая переводчица Лилианна Лунгина вспоминает год за годом свою богатую событиями жизнь, пришедшуюся на последние три четверти двадцатого столетия.
Евангелие от Иоанна. Богословско-экзегетический комментарий
Ианнуарий Ивлиев
495
р.
Новая книга Ианнуария Ивлиева — не привычный, развернутый комментарий, выстроенный по единому цельному плану, а сборник разных по жанру текстов, посвященных Евангелию от Иоанна.

Основу комментария составляют материалы, а точнее говоря, тезисы к лекциям по Четвертому Евангелию. У читателя есть возможность заглянуть в «научную лабораторию», в которой один из самых известных отечественных библеистов готовился к своим выступлениям. Формат тезисов предполагает краткость, сжатость, афористичность. Лапидарные высказывания соседствуют с яркими, неожиданными, порой провокационными аллюзиями и ассоциациями, высвечивающими сокровенную суть «слишком другого», по сравнению с синоптическими, Четвертого Евангелия. Значительная часть книги посвящена убедительному разъяснению очень важного для самого исследователя тезиса о том, сколь много загадок таит в себе это Евангелие — такое обманчиво простое и удивительно глубокое.
Догматическое богословие. Учебник
Протоиерей Олег Давыденков
995
р.
Догматическое богословие — наука, раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин — догматов, принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Каждая эпоха ставит перед церковным сознанием свои проблемы, каждое поколение богословов должно дать определенный ответ на эти вопросы в соответствии с православной традицией — Священным Преданием.

Издание продолжает традицию русской классической догматической мысли XIX — начала XX столетий; в то же время в нем учтены и важнейшие результаты работы православных богословов XX столетия. Учебник охватывает все основные разделы догматического учения Православной Церкви. При подготовке издания материал ранее неоднократно издававшегося учебника был переработан и дополнен в соответствии с указаниями Учебного комитета Русской Православной Церкви и учтены результаты рецензирования его предыдущих изданий.
История античной философии. Учебное пособие
855
р.
История античной философии раскрывается в настоящем издании с учетом перспективы формирования будущей христианской культуры и рассматривается через историко-культурные и религиозно-нравственные реалии своего времени и связи с литературной традицией. Поэтому данный учебник будет интересен как для студентов бакалавриата духовных школ Русской Православной Церкви и светских вузов, где ведется образование по направлению «Теология», так и для студентов, получающих образование по собственно философским и гуманитарным программам, а также для всех, интересующихся философией и историей Древнего мира.
Церковь и разведка. О чем рассказали рассекреченные документы
Алексей Казаков
525
р.
Эта книга посвящена сложной и деликатной сфере — сотрудничеству разведки и священнослужителей различных конфессий. В ее основу легли документы ЦРУ, которое в 2016–2017 годах опубликовало почти 13 миллионов страниц рапортов, оперативных сводок, аналитических докладов и т. п. Автор также использовал рассекреченные материалы ФБР, Корпуса военной контрразведки армии США, Королевской тайной полиции Канады, Особого архива Литвы и румынской Секуритате. Большой интерес — особенно в условиях закрытости архивов российских спецслужб — представляют донесения советской разведки, перехваченные американцами в рамках проекта «Венона» в 1943–1980 годах, и так называемые Тетради Васильева — конспекты, сделанные в архивах КГБ и затем вывезенные на Запад.
От гетеры до игуменьи. Женщина в Ранней Византии: мир чувств и жизнь тела
Николай Болгов
555
р.
В фокусе рассмотрения Николая Болгова судьба женщины в постклассическом мире, в котором встретились Античность и христианство. Византия IV — VI веков в светской жизни еще в значительной степени сохраняла классический культ красивого человеческого, прежде всего женского, тела, но христианские богословы уже вели бескомпромиссную и вполне успешную борьбу с наготой, разжигающей похоть. Происходили радикальные изменения в области морали, которые влияли буквально на все. Прибегая к светским и церковным источникам, автор рассказывает, как отражалось на повседневном образе существования византийских женщин немирное соседство христианского аскетизма и античной свободы нравов, — о том, как они жили, любили, растили детей. Попутно сообщается немало интересного о быте и личной жизни женщин разных слоев — гетер, монахинь и представительниц знати.

Николай Болгов — антиковед и византинист, доктор исторических наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Дьявол в быту, легендах и литературе Средних веков
Александр Амфитеатров
555
р.
Исследование «Дьявол в быту, легендах и литературе Средних веков» стоит особняком в творчестве популярнейшего писателя Серебряного века Александра Амфитеатрова (1862–1938). Оттолкнувшись от книги итальянского профессора Артуро Графа «Дьявол», который сосредоточился на теологической литературе, Амфитеатров пошел значительно дальше своего первоисточника. Он сделал попытку изучить жизнь дьявола в человеческом сознании на всем культурном пространстве Средних веков — с того момента, как на заре христианства сложилась подробная его биография, до дней, когда идея, дававшая ему жизнь, почти изжила себя. Блестящая эрудиция позволила Амфитеатрову привлечь не только западные, но и русские источники, использовать мифологию и т. п. Он излагает родословие Сатаны, рассказывает о его физиологии и психологии, описывает дьявольские искушения, козни и наваждения, касается тонкостей бесовской магии, предоставляет слово побывавшим в аду очевидцам и приводит подробности борьбы с дьяволом духовенства.
Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег + Искусство стильной беседы
Александер фон Шенбург
1050
р.
1235
р.
«Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег»

Граф Александр фон Шенбург знает, о чем пишет: его знатный род постепенно беднел на протяжении пяти веков. Автор остроумно и убедительно доказывает, что совсем не обязательно тратить много денег на одежду, дом или автомобиль. Качество жизни повышается при правильном отношении к так называемым приоритетам, и настоящая роскошь заключается не в обладании множеством вещей, а в умении отказаться от ненужных. Книга А. фон Шенбурга — это протест против мании потребительства и рассказ об умении быть счастливым, когда кошелек почти пуст.
545 р.

«Искусство стильной беседы»

Новая книга Александра фон Шёнбурга, автора бестселлера «Искусство стильной бедности», — о легкой, непринужденной беседе, или, как говорят англичане, «smalltаlk», которая должна начинаться свободно, с пустяков.

Нет ничего легче, говорит Александр фон Шёнбург, чем привлечь к себе внимание людей умелой беседой. Эта остроумная и веселая книга о великом искусстве маленькой беседы необходима всем, кто хочет научиться блистательно и стильно вести себя даже в самых сложных ситуациях.

Граф Александр фон Шенбург (р. 1969) принадлежит к древнему немецкому роду (родовой замок стоит в Тюрингии с десятого века). Женат на принцессе Гессенской Ирине, отец троих детей. Долгое время работал журналистом, писал статьи для «Esquire», «Vogue», «Зюддойче цайтунг». Два года проработал редактором «Park Avenue». Во время общей волны сокращений в немецких СМИ остался без работы и написал бестселлер «Искусство стильной бедности», где на собственном примере и 220 страницах призывает всех находить радость в скромных удовольствиях, не требующих материальных затрат.
690 р.
«Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег»
«Искусство стильной беседы»
Анатомия человеческих сообществ. Как сознание определяет наше бытие
Паскаль Буайе
475
р.
Ничто не мешает нам описывать и объяснять человеческие сообщества так же точно и столь же успешно, как и все прочее в мире, используя научный инструментарий. Так рассуждает эволюционный психолог Паскаль Буайе в этой книге.
Сопоставляя последние достижения эволюционной биологии, психологии, генетики, экономики и других научных дисциплин, автор представляет новый взгляд на устройство человеческих обществ. Буайе убедительно доказывает, насколько значимую роль когнитивные процессы играют в том, как люди выстраивают иерархии, семейные и гендерные нормы, как возникают межгрупповые конфликты и этнические стереотипы.

В фокусе его внимания находится принципиальный вопрос: как выработанные в ходе эволюции способности и предрасположенности человека объясняют то, как мы живем в обществе? И почему данные естественных наук критически важны для понимания исторических событий и социальных процессов?
Вторая мировая война. Ад на земле
Макс Хейстингс
690
р.
В Европе «Вторая мировая война» британского военного историка Макса Хейстингса — самый известный и авторитетный однотомник об этой войне.
В динамичном, захватывающем повествовании Хейстингс виртуозно сочетает масштабность видения с выразительностью деталей. На гигантском полотне отчетливо и ярко различимы подробности сражений и экономики воюющих стран, логистика снабжения армий, политические портреты и зарисовки во французском Генеральном штабе, в Белом доме, в Министерстве по делам колоний или в ставке Сталина.

Подлинные жемчужины книги — личные документы, письма, дневники, воспоминания самых разных людей — от простых солдат до известных писателей, таких как Василий Гроссман, Илья Эренбург. В соединении памяти людей и документов перед нами предстает страшная и убедительная история самой чудовищной войны в человеческой истории.
Доставка по России — от 100 до 500 рублей (рассчитывается индивидуально и зависит от веса). Заказы от 5000 рублей отправляем по России бесплатно. Более подробно о доставке можно узнать, написав на почту primversus@gmail.com или оформив заказ на нашем сайте.