Книги месяца
Что читать в октябре 2019-го
Михаил Майзульс «Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем»
Мышеловка святого Иосифа.
Как средневековый образ говорит со зрителем

Историк-медиевист Михаил Майзульс в своей книге раскрывает тайны средневековых изображений, приближая читателя к ответу на вопрос: почему нам сегодня может быть интересно Средневековье? Понять настоящее без знания прошлого невозможно, поэтому ключ к сегодняшней популярности Средневековья — в понимании того, как и о чем средневековый образ говорит
со зрителем.

Книга Майзульса рассказывает об облачках-бабблах (выноски на полях — прим. книжного Primus Versus), в которые записывали реплики персонажей, о рамках, из которых они так часто пытались выбраться, о маргиналиях — причудливых, комичных, монструозных, часто абсурдных
и непристойных обитателях книжных полей, о том, как средневековые читатели портили фигуры грешников и демонов и различные изображения нагого тела на книжных миниатюрах. Историю средневекового образа невозможно понять и написать, забыв о зрителе, который взаимодействовал с ним, поклонялся ему или ненавидел его.
1795
р.
Стефани Поррас «Искусство, религия, коммерция, рождение арт-рынка. Северный Ренессанс» 978-5-387-01570-0
Искусство, религия, коммерция, рождение арт-рынка.
Северный Ренессанс

Автор этой книги Стефани Поррас — историк искусства, доцент Тулейнского университета
в Новом Орлеане, специалист по культуре Северного Ренессанса — рассказывает о том, как
в период с 1400 по 1570 год в Нидерландах, Германии, Франции и Англии менялись статус и роль искусства и какое участие в этом процессе принимали художники и меценаты, откликаясь
на стремительные политические, социальные, экономические и религиозные перемены. Искусство из ремесла превращалось в высокую материю, а художники — из ремесленников в творцов.

Поррас говорит не только о таких знаменитостях, как Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер,
но и о малоизвестных мастерах, принципиально не ограничиваясь только живописью. Скульптура, архитектура, гравюра, ювелирное искусство, гобелены занимают в ее повествовании главное место. Особенно увлекательно автор рассказывает о зарождении городского купечества и появлении нового типа потребителя искусства на бурно развивающемся арт-рынке одновременно
с остающимся традиционным влиянием монархов и аристократических семей как главных заказчиков художественных произведений.
1795
р.
Паола Волкова «От Боттичелли до Караваджо.100 шедевров Уффици» 978-5-17-116245-0
От Боттичелли до Караваджо.100 шедевров Уффици
Галерея Уффици, расположенная в самом сердце Флоренции, — вечно живой памятник человеческому гению и оттиск величия Ренессанса. Внушительная коллекция шедевров, принадлежавшая знаменитому семейству Медичи, разместилась в великолепном здании, возведенном архитекторами Дж. Вазари и Б. Буонталенти. Общее количество картин галереи насчитывает около двух тысяч и еще почти столько же хранят ее фонды. В залах музея выставлено богатейшее собрание итальянской живописи XIII-XVIII веков: картины художников Пьеро делла Франческа, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и Караваджо. Выстроенная в хронологическом порядке экспозиция дает возможность посетителям изучить особенности художественных школ и проследить, как течения в искусстве сменяли друг друга.

В этом иллюстрированном издании собрано описание ста лучших шедевров галереи Уффици. Вместе с автором книги и знаменитым искусствоведом Паолой Волковой вы совершите увлекательное путешествие в мир искусства и откроете для себя сокровища одного из самых посещаемых музеев мира.
595
р.
Ольга Медведкова «Лев Бакст, портрет художника в образе еврея. Опыт интеллектуальной биографии» 978-54448-1154-2
Лев Бакст, портрет художника в образе еврея.
Опыт интеллектуальной биографии

Как писать биографию художника, оставившего множество текстов, заведомо формирующих его посмертный образ? Насколько этот образ правдив? Ольга Медведкова предлагает посмотреть на личность и жизнь Льва Бакста с позиций микроистории и впервые реконструирует его интеллектуальную биографию, основываясь на архивных источниках и эго-документах. Предмет ее исследования ― зазор между действительностью и мечтой, фактами и рассказом о них, где идентичность художника проявляется во всей своей сложности.

Ключевой для понимания мифа Бакста о самом себе оказывается еврейская тема, неразрывно связанная с темой обращения к древнегреческой архаике и идеей нового Возрождения. Ольга Медведкова ― историк искусства и архитектуры, доктор наук, старший научный сотрудник Национального центра научных исследований Франции, автор книг и статей, посвященных истории европейской архитектуры Нового времени и проблемам русского искусства.
495
р.
Павел Голубев «Константин Сомов. Дама, снимающая маску»  978-54448-1153-5
Константин Сомов. Дама, снимающая маску
Проблема репрезентации тела, гендера, сексуальности — одна из ключевых для модернистского проекта, в том числе и для русского искусства рубежа XIX–XX веков. Для целого ряда художников, поэтов и интеллектуалов эпохи Fin de siècle тело было пространством конфликта и эксперимента, отправной точкой для размышления о границах нормы и изобразимого. Несмотря на то, что эти темы были центральными для художника, иллюстратора и члена «Мира искусств» Константина Сомова, они практически не изучались историками искусства.

Используя многочисленные, в том числе малоизвестные и неопубликованные источники, Павел Голубев выстраивает целостную интерпретацию эротических (в том числе гомосексуальных) мотивов в живописи художника и показывает, как они были встроены в художественный
и интеллектуальный контекст начала века. В книге впервые публикуются письма художницы Елизаветы Мартыновой, позировавшей Сомову для картины «Дама в голубом».
360
р.
Екатерина Андреева «Всё и ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины ХХ века» 978-5-89059-365-8
Всё и ничто: символические фигуры в искусстве
второй половины ХХ века

Книга представляет собой аналитическую историю узловых моментов в развитии современного искусства. Основанная на цикле лекций, прочитанных в начале 2000-х годов, книга вобрала в себя сравнительное описание и анализ творчества западных (Дж. Поллок, Энди Уорхол, Ив Кляйн)
и российских, в частности, петербургских (К. Малевич, В. Стерлигов, Е. Михнов-Войтенко, Тимур Новиков) художников. Их биографии, истории художественных движений и новых технологий составляют основной сюжет исследования.

Екатерина Андреева — историк искусства, куратор и арт-критик. Специалист по русскому
и зарубежному искусству XX–XXI веков, кандидат искусствоведения, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Государственного Русского музея.
535
р.
Сергей Иванов «Блаженные похабы. Культурная история юродства» 978-5-17-111103-8
Блаженные похабы. Культурная история юродства
Кто такие юродивые и почему в Древней Руси их называли похабами? Чем отличается «глупец Христа ради» от обыкновенного сумасшедшего? Почему юродство как институт сложилось на Руси одновременно с самодержавием? Каким было отношение к разыгранному, культурно интерпретированному безумию на Ближнем Востоке и в античной Греции? Зачем монаху идти
в таверну? И ради какой цели, в конце концов, юродствует юродивый?

Историк Сергей Иванов, используя большое количество материалов, от древних текстов до современных исследований, дает исчерпывающее, увлекательное и информативное описание юродства как религиозно-культурного феномена, прослеживая его историю от Византийской империи до Нового времени.

Новое издание, дополненное и переработанное.
830
р.
«Ангелы страшатся» 978-5-17-117268-8
Ангелы страшатся
Грегори Бейтсон (1904-1980) — англо-американский антрополог, кибернетик, системный теоретик, эколог и эволюционист.

Вторую половину жизни Бейтсон посвятил широкомасштабной задаче ревизии и модификации фундаментальных основ гуманитарного знания в свете современных положений кибернетики
и теории систем. Наиболее известным широкой публике результатом этих усилий стала концепция «даблбайнда», возникшая в результате привнесения коммуникативно-кибернетических подходов
в психиатрию и способствовавшая пониманию природы шизофрении. Помимо этого Бейтсон занимался теорией биологической коммуникации; общей теорией обучения и ее применением
к обучению дельфинов; общей теорией эволюции и ее частным разделами — например, эволюцией эмбриогенеза.

В своей последней работе «Ангелы страшатся» Грегори Бейтсон сделал попытку осветить ряд вопросов, к которым долго не решался подойти: природа сознания, неоднозначная роль сознания в существовании биологического организма и влияние эстетического фактора на процесс естественного отбора.
420
р.
Надежда Михновец «Три дочери Льва Толстого» 978-5-389-11773-0
Три дочери Льва Толстого
Три сестры, три дочери великого писателя, три характера, три судьбы. Татьяна, Мария
и Александра — каждая из дочерей Льва Толстого стала его помощницей и другом, и для каждой определяющим в жизни стал духовный опыт отца.

Автор этой книги — Надежда Геннадьевна Михновец, известный петербургский ученый, доктор филологических наук, профессор РГПУ им. А. И. Герцена, автор многочисленных публикаций о Л. Н. Толстом и русской литературе XIX века.

Опираясь на широкий круг источников, в том числе малодоступных, а также цитируемых впервые, автор прослеживает судьбы трех дочерей Толстого — любимицы всей семьи, талантливой художницы Татьяны, скромной и самоотверженной, рано умершей Марии, всегда отличавшаяся неуемной жизненной энергией Александры. В книге открываются ранее не известные страницы их биографий, относящиеся не только к жизни в отцовском доме, но и к событиям, последовавшим за трагической кончиной Л. Н. Толстого. Первая мировая война, революция, эмиграция, разлука
с близкими, Вторая мировая война, забвение на родине — таким оказался ХХ век для Татьяны
и Александры, сумевшим, однако, находить в себе силы преодолевать невзгоды, помогать другим и верить в лучшее.
955
р.
Дмитрий Быков «Русская литература: страсть и власть» 978-5-17-117669-3
Русская литература: страсть и власть
В Лектории «Прямая речь» каждый день выступают выдающиеся ученые, писатели, актеры и популяризаторы науки. Их оценки и мнения часто не совпадают с устоявшейся точкой зрения — идеи, мысли и открытия рождаются прямо на глазах слушателей.

Вот уже десять лет визитная карточка «Прямой речи» — лекции Дмитрия Быкова по литературе. Быков приучает обращаться к знакомым текстам за советом и утешением, искать и находить в них ответы на вызовы нового дня. Его лекции — всегда события. Теперь они есть и в формате книги.

«Русская литература: страсть и власть» — первая книга лекций Дмитрия Быкова. Протопоп Аввакум, Ломоносов, Крылов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Толстой, Достоевский.

«Русская литература — литература радикальная, литература великих страстей, великих событий. Самые яростные архаисты, сторонники прошлого, оказываются самыми яростными новаторами, страстными революционерами. Ведь кого едва не расстреляли из русских писателей? Достоевского, который пришел впоследствии к абсолютной архаике. И тем не менее он боролся с властью. Потому что власть — это всегда консерватор. Власть — это всегда требование покорности» (Дмитрий Быков).
795
р.
Кафка-Кодекс
870
р.
Говоря о современной документальной судебной сатире, тянет поразмышлять об истоках жанра — рисовании в английских судах, об американском комиксе как национальном способе преодоления Великой депрессии, о французской школе карикатуры, о том, что каждая революция рождает свой плакат, а каждая реакция — изобразительный язык условности.

В сатирический сборник «КафкаКодекс» вошли комиксы на основе реальных судебных решений, которые были опубликованы на сайте «Новой газеты» осенью 2018 — весной 2019 годов. Итог каждой из этих историй подводят в своих комментариях под комиксами известные эксперты юридического и правозащитного сообществ, а по ссылкам на сайте «Новой газеты» можно найти и сами судебные решения и другие документы.
Луис де Гонгора-и-Арготе «Поэма Уединений» 978-5-89059-368-9
Поэма Уединений
В книге впервые на русском языке представлен полный художественный перевод «Поэмы Уединений» («Soledades») великого испанского поэта эпохи барокко Луиса де Гонгоры-и-Арготе (1561–1627) в переводе Павла Грушко.

Творчество Гонгоры (наименование гонгоризм стало своего рода синонимом литературы барокко) глубоко повлияло на развитие испанского языка и литературный процесс. Всё написанное поэтом (при жизни не было опубликовано ни одной книги; стихи переписывались от руки и печатались лишь в антологиях) вошло в классический канон испанской литературы. Празднование 300-летия со дня смерти Гонгоры стало актом сплочения известных художников и поэтов во главе
с Федерико Гарсиа Лоркой; группа получила название «поколения 1927 года».

В издании представлены и другие произведения Гонгоры, а также статьи, глоссарии и примечания к текстам, подготовленные переводчиком, которые помогут читателю в восприятии уникального тёмного стиля гонгоровских поэм.
420
р.
Анна Ахматова «Я живая. Мне больно» 978-5-17-116333-4
Я живая. Мне больно
Всю жизнь Анна Ахматова вела записи только для себя, но не оставляла мечты когда-нибудь
из этих черновых набросков создать мемуары о XX веке и тяжелых испытаниях, которые она прошла вместе с русским народом.

Новая власть, установившаяся в России в 1917-м году, жестоко наказывала деятелей науки
и культуры, не отозвавшихся на призывы служить призрачным коммунистическим идеалам всеобщего благоденствия. Инакомыслящие последовательно уничтожались физически или морально.

Дважды Ахматова становилась мишенью карательных постановлений ЦК — в 1925 и 1946-м.
Ее поэзию называли пустой, безыдейной и чуждой советскому народу. Трагически прерывались попытки создать семью: одного за другим репрессировали ее мужей, дважды в лагерь отправляли сына Льва, все-таки ставшего выдающимся ученым-востоковедом. Но вопреки всему, поэтесса жила и писала стихи, а о ее переживаниях расскажут тексты, собранные в этой книге.
665
р.
Федерико Гарсиа Лорка «Луна и Смерть» 978-5-389-16881-7
Луна и Смерть
«Он приходил, зачаровывал и наступало счастье», — так вспоминал Пабло Неруда о самом знаменитом поэте Испании Федерико Гарсии Лорке. Его легкокрылая поэзия казалась бесконечно далекой от сумбуров и катастроф двадцатого столетия. Даже в поздних сюрреалистичных стихах Лорка представал как бы жителем другой планеты. Однако в его благозвучных сказочных песнях подспудно звучали печальные голоса современности, к которым автор не мог оставаться равнодушным. И трагическая смерть поэта под пулями франкистских солдат, возможно, была предсказана в его стихах: «Есть корабли, что только и ждут неосторожного взгляда, чтобы спокойно уйти под воду».

В настоящее издание вошли самые известные стихотворения Федерико Гарсиа Лорки. Часть из них печатаются на русском языке впервые.
365
р.
Алексей Варламов «Мысленный волк» 978-5-17-117673-0
Мысленный волк
Алексей Варламов — прозаик, филолог, ректор Литературного института имени А. М. Горького. Автор романов «Душа моя Павел», «Лох», биографий Михаила Пришвина, Александра Грина, Алексея Толстого, Григория Распутина, Михаила Булгакова, Андрея Платонова, Василия Шукшина. Лауреат премии «Большая книга», премии Александра Солженицына и Патриаршей литературной премии.

«Есть произведения, которые не расходятся на фразы, но запоминаются в полноте своего смысла. Таков роман „Мысленный волк" Алексея Варламова. Он любит слово, а не фразу. Эту разницу хорошо чувствовала русская классика».
Евгений Водолазкин

Роман «Мысленный волк» Алексей Варламов считает «личной попыткой высказаться
о Серебряном веке». Писатель выбрал один из самых острых моментов в российской истории — «бездны на краю» — с лета 1914-го по зиму 1918 года. В нем живут и умирают герои, в которых угадываются известные личности: Григорий Распутин, Василий Розанов, Михаил Пришвин, скандальный иеромонах-расстрига Илиодор и сектант Щетинкин; мешаются события реальные
и вымышленные.
585
р.
Лев Бердников «Дерзкая империя. Нравы, одежда и быт Петровской эпохи» 978-5-17-109670-0
Дерзкая империя. Нравы, одежда и быт Петровской эпохи
ХVIII век — самый загадочный и увлекательный период в истории России. Он раскрывает перед нами любопытнейшие и часто неожиданные страницы той славной эпохи, когда стираются грани между спектаклем и самой жизнью, когда все превращается в большой костюмированный бал с его интригами и дворцовыми тайнами. Прослеживаются судьбы целой плеяды героев былых времен, с именами громкими и совершенно забытыми ныне. При этом даже знакомые персонажи — Петр I, Франц Лефорт, Александр Меншиков, Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Иван Шувалов, Павел I — показаны как дерзкие законодатели новой моды и новой формы поведения. Петр Великий пытался ввести европейский образ жизни на русской земле. Но приживался он трудно: все выглядело подчас смешно и нелепо. Курьезные свадебные кортежи, которые везли молодую пару на верную смерть в ледяной дом, празднества, обставленные на шутовской манер, — все это отдавало варварством и жестокостью. Почему так происходило, читайте в книге историка и культуролога Льва Бердникова.
550
р.
Генри Розовски «Университет. Руководство для владельца» 978-5-7598-1221-0
Университет. Руководство для владельца
Генри Розовски в течение 11 лет был деканом факультета гуманитарных и естественных наук Гарвардского университета. В своей книге, мудрой, легкой и остроумной, он увлекательно рассказывает об американских университетах и колледжах — о том, как они управляются,
с какими сложными проблемами сталкиваются.

Автор уделяет внимание всем без исключения «владельцам» университетов: студентам, администраторам, преподавателям, выпускникам, попечителям. Он делится своим бесценным опытом высокопоставленного руководителя и дает коллегам практические советы, как отвечать
на вопросы, как попросить о денежном пожертвовании, как разрешать конфликты.

Эта книга читается подобно захватывающему роману, герой которого — легендарный Гарвард.
460
р.
Чарльз Тилли «От мобилизации к революции» 978-5-7598-1527-3
От мобилизации к революции
Известный американский исторический социолог Чарльз Тилли рассматривает проблемы коллективного действия, иллюстрируя свои теоретические выкладки, концептуальный аппарат
и модели разнообразными историческими и современными примерами.

Выделяя четыре интеллектуальные традиции исследования коллективного действия, восходящие
к Марксу, Веберу, Дюркгейму и Миллю, Тилли разрабатывает собственную традицию, синтезирующую Маркса, Милля и Вебера, каузальный и целевой подходы к объяснению коллективного действия, организационный и ресурсный подходы, модель политической системы
и модель коллективного выбора.

Он показывает, каким образом исторические макропроцессы — коммерциализация, урбанизация, индустриализация, государственное строительство, демократизация, развитие коммуникационных технологий — до неузнаваемости меняют репертуар и формы коллективного действия, трансформируя интересы и организационный потенциал его участников наряду
с макроструктурами, дающими возможности и одновременно ограничивающими их. В книге также представлена оригинальная теория революции как особой формы насильственного коллективного действия.

Издание адресовано социологам, историкам, политологам, философам.
660
р.
Сартори Паоло, Шаблей Павел «Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи» 978-5-4448-1145-0
Эксперименты империи.
Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

В 60—70‑е годы XIX века Российская империя завершила долгий и сложный процесс присоединения Казахской степи. Чтобы наладить управление этими территориями, Петербургу требовалось провести кодификацию местного права — изучить его, очистить от того, что считалось «дикими обычаями», а также от влияния ислама — и привести в общую систему.

В данной книге рассмотрена специфика этого проекта и многочисленные трудности, встретившие его организаторов. Участниками кодификации и — шире — конструирования знаний о правовой культуре Казахской степи были не только имперские чиновники и ученые-востоковеды,
но и местные жители. Каждый из этих акторов имел разные мотивы и по-разному представлял себе ключевую проблему кодификации — соотношение адата (обычного права) и шариата (мусульманского права).

Почему эту проблему было так трудно решить? Какие дискуссии в империи она порождала? Почему Россия так и не смогла претворить в жизнь ни один из проектов кодификации обычного права — не только в Казахской степи, но и в других регионах, таких как Восточная Сибирь
и Северный Кавказ?

Авторы книги — специалисты по истории мусульманских обществ: Павел Шаблей — доцент Костанайского филиала Челябинского государственного университета, Паоло Сартори — старший научный сотрудник Института иранистики Академии наук Австрии.
540
р.
Джон Кей «Индия: 5000 лет истории» 978-5-389-14523-8
Индия: 5000 лет истории
Индия — уникальная страна, подарившая человечеству такие религии, как индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм, высокое искусство и литературу, уникальное зодчество, множество философских учений и, конечно, покорившие западный мир йога, карри и болливудские фильмы.

«Индия — колыбель человеческой расы, колыбель человеческой речи, мать истории, бабушка легенды и прабабушка традиций», — писал Марк Твен. Индия пережила множество нашествий, захватов, слияний и разделений, однако век за веком сохраняла самобытность и становилась только сильнее.

«Жемчужина британской короны» XIX века, родина Рабиндраната Тагора, Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру и, наконец, динамично развивающееся современное государство, ставшее на путь модернизации. В этой всеохватной и живо написанной книге английский историк и журналист Джон Кей рассказывает о самой необычной стране нашей планеты с древнейших времен и до наших дней.
1215
р.
Джулия Н. Букс «Что такое фильм?»
Что такое фильм?
В книге «Что такое фильм?» Джулия Н. Букс критически оценивает три философские доктрины реализма в фильме (прозрачность, иллюзионизм и перцептивный реализм) и отстаивает свою точку зрения, согласно которой фильмы являются креативными произведениями искусства. Исследуя современные фильмы, в частности, компьютерные анимационные фильмы и фильмы, изображения в которых созданы при помощи компьютерной графики, Букс доказывает, что фильмы — это полноценные, креативные произведения искусства. Тем самым она подрываем устоявшееся представление о том, что фильмы — это результат рабского воспроизведения реальности. Ведь во многих случаях фильмы создают новые реальности, которые никогда не существовали нигде, кроме как в воображении создателей этих фильмов.

Книга будет полезна специалистам по философии фильма, теории кино, истории кинематографа, кинопроизводству, метафизике и философии искусства, равно как и всем тем, кто хотел бы понять причины завораживающей способности фильмов погружать нас в свою реальность.
465
р.
Николай Колотовкин «Латинский язык» Познание
Латинский язык
2-е изд. Учебник бакалавра теологии. Издание исправленное и дополненное под ред. А. Г. Следникова. Автор — Николай Колотовкин.

Древние классические языки, греческий и латинский, на протяжении очень большого периода церковной истории являлись языками христианской Церкви. На них нам были даны христианские истины в Священном Писании, святоотеческих творениях и постановлениях соборов. Именно поэтому изучение латинского языка является обязательным в духовных школах Русской Православной Церкви.

В данном пособии делается попытка сохранить современный метод подачи материала при значительном расширении числа примеров и тематики упражнений для перевода за счет текстов из Вульгаты и латинских христианских писателей, которое будет возрастать по мере прохождения курса. В уроках комплексно излагаются грамматика и синтаксис, а упражнения снабжены полным словарем, что в значительной мере облегчает работу студентов над текстом, в то время как повторяемость слов способствует их лучшему усвоению.
735
р.
Православные церкви Юго-Восточной Европы в годы Второй мировой войны
Православные церкви Юго-Восточной Европы
в годы Второй мировой войны
Предлагаемое издание посвящено богатой и драматичной истории Православных Церквей Юго-Востока Европы в годы Второй мировой войны. Этот период стал не только очень важным, но и наименее исследованным в истории, когда с одной стороны возникали новые неканоничные Православные Церкви (Хорватская, Венгерская), а с другой — некоторые традиционные (Сербская, Элладская) подвергались жестоким преследованиям. При этом ряд Поместных Церквей оказывали не только духовное, но и политическое влияние, существенным образом воздействуя на ситуацию в своих странах (Болгария, Греция и др.).

В сложной военной ситуации значительное место занимали отношения Православных Церквей Юго-Восточной Европы с Русской Церковью, которым в работе уделено особое внимание. В некоторых странах русская церковная эмиграция в военный период сыграла определяющую роль в развитии православия (Чехия, Словакия, Венгрия, Италия). Монография базируется на богатых архивных источниках, в частности материалах немецких, болгарских, сербских, греческих, американских, российских и других архивов.

Книга предназначена для историков, религиоведов, преподавателей и учащихся духовных учебных заведений, а также для всех читателей, интересующихся историей христианства.

Научное издание.
790
р.
Доставка по России — от 150 до 500 рублей (рассчитывается индивидуально и зависит от веса). Заказы от 5000 рублей отправляем по России бесплатно. Более подробно о доставке можно узнать, написав на почту primversus@gmail.com или оформив заказ на нашем сайте.