Книги месяца
Что читать в сентябре 2019-го
Умберто Эко «Отсутствующая структура» 978-5-17-093387-7
Отсутствующая структура
Мировую славу Умберто Эко получил после выхода романа «Имя розы» (1980), ставшего классикой. В академической среде фигура Эко не менее масштабна. Выдающийся семиолог, медиевист, культуролог, почетный профессор многих университетов Умберто Эко рассматривал общие проблемы семиотики, взаимоотношение семиотики и психоанализа в сфере архитектуры, кино, современной живописи, музыки, рекламы. В числе работ итальянского исследователя — десятки научных трудов, новелл, сказок, философских трактатов. «Отсутствующая структура» — одно из самых знаменитых произведений Эко-ученого.

В книге 700 страниц, и она поделена на 5 частей: «А. Сигнал и смысл. (Общесемиологические понятия)», «Б. Дискретное видение. (Семиология визуальных сообщений)», «В. Функция и знак. (Семиология архитектуры)», «Г. Отсутствующая структура. (Эпистемология структурных моделей)», «Д. Граница семиологии».
995
р.
Евгений Марголит «В ожидании ответа. Отечественное кино: фильмы и их люди» 978-5-905712-42-5
В ожидании ответа.
Отечественное кино: фильмы и их люди

Новая книга Евгения Марголита, известного российского искусствоведа, — своеобразный путеводитель по непрямым тропам истории отечественного кино, в котором автор стремится любовно осмыслить кинематографическое наследие, создававшееся в стране на протяжении целого века.

Статьи, написанные за последнее десятилетие, посвящены разным аспектам отечественного кинопроцесса — автор пробует рассмотреть историю кино через феномен зрительских хитов, прослеживает эволюцию шпионского фильма и развитие женских образов в советском кино, вспоминает об оттепельных картинах, создает увлекательные и живые портреты режиссеров —
в том числе Якова Протазанова, Григория Чухрая и Марка Донского. Собранные здесь тексты восстанавливают возможность диалога с историческим опытом, который, как и любой личный опыт, всегда живет в ожидании ответа.
525
р.
Язык тела. Позы и жесты в искусстве
Десмонд Моррис
1400
р.
Увлекательное исследование поз и жестов как в жизни, так и в искусстве от автора «Голой обезьяны» и сборника биографий «Сюрреалисты в жизни».

Зоолог, этолог и последний из ныне живущих художников-сюрреалистов Десмонд Моррис объединил в этой книге две стороны своего опыта — науку и искусство. Рассказывая о том, как возникли и какие значения приобретали на протяжении истории различные жесты и позы, он посвящает читателя в захватывающие тайны художественных произведений.

Автор анализирует, почему Наполеон позировал для парадных портретов, заложив правую руку за лацкан мундира, и почему рыцарь на полотне Эль Греко прижимает к груди ладонь, отставив в стороны указательный палец и мизинец. Множество приводимых автором примеров из визуальной культуры — от первобытных антропоморфных фигурок до современных граффити — заставляют по-новому взглянуть на историю искусства.
Мэри Бирд «Цивилизации: образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней» 978-5-00139-154-8
Цивилизации: образы людей и богов в искусстве
от Древнего мира до наших дней

Идея «цивилизации» всегда обсуждалась. В основе этих дискуссий лежит большой вопрос о том, как наши предки — от древности до наших дней — изображали себя и других, как людей, так и божеств. Мэри Бирд исследует, как искусство формировалось и создавалось людьми, создавшими его. Как мы смотрели на эти изображения? Почему они иногда были такими спорными?

В первой части она исследует, как человеческая фигура изображалась в одном из самых ранних произведений искусства в мире — от гигантских каменных голов, вырезанных ольмеками Центральной Америки, до статуй и глиняных изделий древних греков до терракотовой армии первого императора Китая. Она объясняет, как одна конкретная версия представления человеческого тела, которая восходит к древнему миру, все еще влияет (и иногда искажает) то, как люди на Западе видят свою собственную культуру и культуру других. На протяжении всей этой истории она интересуется не только художниками, которые делали изображения, но и теми, кто их использовал, просматривал и интерпретировал. Другими словами: как мы выглядим?

Во второй части Мэри Бирд обращается к отношениям между искусством и религией. На протяжении веков религия вдохновляла искусство: от индуистского храма в Ангкор-Вате
до христианской мозаики Равенны и изысканной каллиграфии исламских мечетей.

Бирд Мэри — профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, редактор раздела антиковедения The Times Literary Supplement (литературное приложение к The Times). Получив признание в мировом научном сообществе, стала членом Британской академии и Американской академии искусств и наук. Удостоена высших наград: Ордена Британской империи, Премии национального общества книжных критиков, Премии принцессы Астурийской.
530
р.
«Винсент Ван Гог. Письма» 978-5-17-114281-0
Винсент Ван Гог. Письма
Ван Гог обладал широкими познаниями в области литературы и искусства, был мыслящим, образованным человеком, который мог виртуозно и красноречиво изъясняться на трех языках.
Мы узнаем об этом из его многочисленных писем, сохранившихся благодаря его младшему брату Тео и супруге Тео, Иоханне. Его письма свидетельствуют о том, что кроме живописного таланта,
он обладал и несомненным писательским даром.

Эпистолярное наследие Винсента Ван Гога включает в себя более семисот писем, в которых отражена эволюция его теоретических принципов и раскрыта правда о жизни художника, чье искусство оставалось безвестным при его жизни и признано бесценным в наши дни. Письма
Ван Гога опровергают сложившееся общее мнение о нем как о безумце и раскрывает истинный масштаб этого мастера.
405
р.
«Венеция в русской поэзии. Опыт антологии. 1888–1972» 978-5-4448-1146-7
Венеция в русской поэзии. Опыт антологии. 1888–1972
Романтический образ Венеции, города снов, мечты и воспоминаний — один из ключевых в русской и мировой культуре. Он слагался из живописных, музыкальных и стиховых отражений. Для поэзии русской — это еще и южный «двойник» Санкт-Петербурга.

Книга «Венеция в русской поэзии. 1888–1972» — первый опыт сводной антологии русских стихотворений, посвященных этому городу. Хрестоматийные тексты А. Ахматовой, А. Блока,
Н. Гумилева, Н. Заболоцкого, М. Кузмина, О. Мандельштама, Б. Пастернака,
В. Ходасевича
и многих других соседствуют здесь с сочинениями менее прославленных,
а то и вовсе безвестных поэтов, чьи рифмованные венецианские впечатления оставались
до сегодняшнего дня не учтенными ни библиографией, ни историей литературы.

Стихи сопровождены подробным комментарием и обстоятельными биографическими справками
об авторах. Книга предваряется очерком поэтического освоения Венеции и поэтапным описанием практической стороны итальянских путешествий двадцатого века.
1500
р.
Виктор Шкловский «Собрание сочинений. Том 2. Биография» 978-5-4448-1119-1
Собрание сочинений. Том 2. Биография
Второй том собрания сочинений Виктора Шкловского посвящен многообразию и внутреннему единству биографических стратегий, благодаря которым стиль повествователя определял судьбу автора. В томе объединены ранняя автобиографическая трилогия («Сентиментальное путешествие», «Zoo», «Третья фабрика»), очерковые воспоминания об Отечественной войне, написанные и изданные еще до ее окончания, поздние мемуарные книги, возвращающие к началу жизни и литературной карьеры, а также книги и устные воспоминания о В. Маяковском, ставшем для В. Шкловского не только другом, но и особого рода экраном, на который он проецировал представления о времени и о себе.

Шкловскому удается вместить в свои мемуары не только современников (О. Брика и В. Хлебникова, Р. Якобсона и С. Эйзенштейна, Ю. Тынянова и Б. Эйхенбаума), но и тех, чьи имена уже давно принадлежат истории (Пушкина и Достоевского, Марко Поло и Афанасия Никитина, Суворова
и Фердоуси). Собранные вместе эти произведения позволяют совершенно иначе увидеть фигуру
их автора, выявить связь там, где прежде видели разрыв. В комментариях прослеживаются дополнения и изменения, которыми обрастал роман «Zoo» на протяжении пятидесяти лет прижизненных переизданий.
1050
р.
Также в наличии первый том
Виктор Шкловский «Собрание сочинений. Том 1. Революция»

Элизабет Уилсон «Богема. Великолепные изгои» 978-5-4448-1128-3
Богема. Великолепные изгои
Художники парижского Монпарнаса, завсегдатаи кофеен в мюнхенском Швабинге, обитатели
нью-йоркского Гринвич-Виллидж, тусовщики лондонского Сохо... В городской среде зародилось пестрое сообщество, на которое добропорядочный горожанин смотрел со смесью ужаса, отвращения, интереса и зависти. Это была богема, объединившая гениев и проходимцев, праздных мечтателей и неутомимых служителей муз, радикальных активистов и блистательных гедонистов. Богема явилась на мировую сцену в начале XIX века, но общество до сих пор не определилось, кого причислять к богеме и как к ней относиться. Сохраняя свою смысловую неоднозначность, это понятие чаще всего остро полемически противопоставляется ценностям промышленного капитализма и образу жизни буржуа.

Книга известной исследовательницы культуры Элизабет Уилсон рассказывает о ярких представителях богемы, истории зарождения этого явления и его судьбе на протяжении трех веков.
630
р.
Джоан Энтуисл «Модное тело. Мода, костюм и современная социальная теория» 978-5-4448-1156-6
Модное тело.
Мода, костюм и современная социальная теория

Мода давно перестала быть маргинальным феноменом. В современном мире, где экономика движима идеями креативного и интеллектуального труда, диалог о моде приобретает все большую значимость. Английский социолог Джоан Энтуисл в книге «Модное тело» предлагает взглянуть
на современное общество сквозь призму одежды.

Анализируя исторические, социальные и антропологические функции моды в культуре, автор показывает, что мода играет решающую роль в формировании современной идентичности — через тело, гендер и сексуальность. В отличие от своих предшественников Энтуисл настаивает
на неразрывной связи между телесностью и модой: именно одежда проявляет социальное измерение тела. Отмечая, что мода как феномен возникла в Европе, Энтуисл тем не менее утверждает, что одежда функционирует во всех культурах схожим образом, благодаря чему мода становится важнейшим элементом социального порядка во всем мире.
645
р.
Гийо Доминик «Люди и собаки» 978-5-4448-1139-9
Люди и собаки
2-е издание.

Книга французского исследователя посвящена взаимоотношениям человека и собаки. По мнению автора, собака — животное уникальное, ее изучение зачастую может дать гораздо больше знаний о человеке, нежели научные изыскания в области дисциплин сугубо гуманитарных.

Автор проблематизирует целый ряд вопросов, ответы на которые привычно кажутся само собой разумеющимися: особенности эволюционного происхождения вида, стратегии одомашнивания
и/или самостоятельная адаптация собаки к условиям жизни в одной нише с человеком и т. д.
По мнению ученого, именно Canis familiaris с «экологической» точки зрения является для нас самым близким существом.

Книга получила в 2009 году Гран-при Морон, награду, присуждаемую «французскому автору
за труд или произведение, способствующее продвижению свежих этических идей».
Доминик Гийо — социолог, антрополог, специалист по истории науки, директор исследовательского центра Жака Берка в Рабате.
500
р.
Лори Манчестер, Денис Сдвижков «Вера и личность в меняющемся обществе» 978-5-4448-1138-2
Вера и личность в меняющемся обществе
Новое время — эпоха появления на исторической сцене современной личности (modern Self). Долгое время этот процесс связывали с «расколдовыванием мира» и стремлением человека преодолеть «несовершеннолетие по собственной вине», отождествляемое с религией. Однако
и сама вера, подверженная в Новое время обновлению и переменам, представляет собой средоточие формирования современной личности в Европе. Об этом свидетельствуют материалы духовной автобиографики.

Если речь идет о России, то и тут становление личного самосознания, начавшееся в XVII веке, обычно описывают как результат «обмирщения» государства и общества. О роли и месте веры
в этом процессе известно гораздо меньше. Представленный сборник — попытка заполнить лакуну и тем самым оспорить обязательный конфликт модерности и религиозности. Книга не только предлагает под иным углом взглянуть на известные эго-тексты, но и вводит в научный оборот новые источники, среди которых — поденные записки, мемуары, дневники, автобиографии, церковные летописи и письменные исповеди.
450
р.
Татьяна Литвинова «„Помещичья правда". Дворянство Левобережной Украины и крестьянский вопрос в конце XVIII — первой половине XIХ века» 978-5-4448-1143-6
„Помещичья правда". Дворянство Левобережной Украины и крестьянский вопрос в конце XVIII — первой половине XIХ века
В историографии социальной истории Восточной Европы конца XVIII — середины XIХ века «крестьянский вопрос» имеет большое значение. В монографии Татьяны Литвиновой
он рассматривается в необычной перспективе «помещичьей правды». Это не апологетика дворян-помещиков, а расширение исследовательской оптики. Исследование ориентировано
на интеллектуальное измерение социальной истории. Автор пытается описать коллективные представления дворянства об идеалах социального взаимодействия в условиях освоения элитными группами региона новых социальных ролей. Автор разрушает миф о социальном эгоизме элиты и национальном предательстве ею интересов украинского народа.

Татьяна Литвинова — украинский историк (Днепровский национальный университет
им. О. Гончара).
900
р.
«Понятия, идеи, конструкции. Очерки сравнительной исторической семантики» 978-5-4448-1105-4
Понятия, идеи, конструкции.
Очерки сравнительной исторической семантики

Под редакцией Ю. Кагарлицкого, Д. Калугина, Б. Маслова.

Историческая семантика изучает формы осмысления действительности в языке, культуре
и обществе и их изменение во времени. Вклад в эту дисциплину внесли история слов, история понятий, история идей, историческая антропология, а также политическая философия
и социология.

Сближение между этими интеллектуальными традициями — одна из задач, которые ставят перед собой авторы сборника. Наряду с классическими, ранее не издававшимися на русском языке работами Антуана Мейе («Как слова меняют значение») и Томаса Коула («Архаическая истина»), сборник дает критический обзор современных подходов к изучению истории слов и понятий,
а также содержит новейшие исследования по исторической семантике XVII–XX веков.

В числе представлений и конструкций, которые анализируются в книге: истина до рождения философии, добродетель и антропология мужества, политика «в тени кабинетов» во Франции Старого режима, простые и сложные понятия в эпоху Просвещения, покой и свобода как функции нововременного сознания и т. д.
600
р.
Светлана Бойм «Будущее ностальгии» 978-5-4448-1130-6
Будущее ностальгии
Может ли человек ностальгировать по дому, которого у него не было? В чем причина того, что веку глобализации сопутствует не менее глобальная эпидемия ностальгии? Какова судьба воспоминаний о Старом Мире в эпоху Нового Мирового порядка? Осознаем ли мы, о чем именно ностальгируем?

В ходе изучения истории «ипохондрии сердца» в диапазоне от исцелимого недуга до неизлечимой формы бытия эпохи модерна Светлане Бойм удалось открыть новую прикладную область, новую типологию, идентификацию новой эстетики, а именно — ностальгические исследования: от «Парка Юрского периода» до Сада тоталитарной скульптуры в Москве, от любовных посланий на могиле Кафки до откровений имитатора Гитлера, от развалин Новой синагоги в Берлине
до отреставрированной Сикстинской капеллы...

Бойм утверждает, что ностальгия — это не только влечение к покинутому дому или оставленной родине, но и тоска по другим временам — периоду нашего детства или далекой исторической эпохе. Комбинируя жанры философского очерка, эстетического анализа и личных воспоминаний, автор исследует пространства коллективной ностальгии, национальных мифов и личных историй изгнанников. Она ведет нас по руинам и строительным площадкам посткоммунистических городов — Санкт-Петербурга, Москвы и Берлина, исследует воображаемые родины писателей
и художников — В. Набокова, И. Бродского и И. Кабакова, рассматривает коллекции сувениров
в домах простых иммигрантов и т. д.
825
р.
Алейда Ассман «Забвение истории — одержимость историей» 978-5-4448-1151-1
Забвение истории — одержимость историей
Немецкий историк и культуролог Алейда Ассман — ведущая исследовательница политики памяти Европы второй половины XX века. Книга «Забвение истории — одержимость историей» представляет собой своеобразную трилогию, посвященную мемориальной культуре позднего модерна.

В «Формах забвения» Ассман описывает взаимосвязь между памятью и амнезией в социальных, политических и культурных контекстах. Во второй части трилогии («1998 — между историей
и памятью») автор прослеживает, как Германия от забвения национальной истории переходит
к одержимости историей, сконцентрированной вокруг национал-социализма. Наконец, в «Истории в памяти» Ассман показывает, как на смену единому национальному нарративу XIX века приходят плюралистические и противоречивые подходы к прошлому в рамках «нового историзма XXI века».

Индивидуальные биографии, семейные истории, романы, музейные экспозиции, а также мемориальная архитектура и исторические реконструкции событий приобретают особую роль
в обострении конфликтов (меж)поколенческой памяти. Работы Алейды Ассман позволяют
по-новому взглянуть на необратимые изменения, которые переживает западноевропейская культура после Второй мировой войны.
600
р.
«Изумленное пространство. Размышления о творчестве Эдуарда Штейнберга» 978-5-4448-1141-2
Изумленное пространство.
Размышления о творчестве Эдуарда Штейнберга

Эдуард Штейнберг (1937–2012) — уникальная фигура в отечественном искусстве. Художник-нонконформист, он восстановил преемственность с идеями супрематизма, символизма
и традициями русской иконы, оказавшись при этом в минималистском поле, актуальном для всего европейского искусства. Эта книга — попытка осмыслить творческий путь художника, представить те координаты, в которых проходило формирование его уникальной концепции «метагеометрии».

Вошедшие в сборник статьи призваны интерпретировать живопись Штейнберга, вписать
ее в традиции геометрической абстракции, а также проследить эволюцию художника в контексте эпохи. Среди авторов — Евгений Шифферс, Василий Ракитин, Борис Гройс, Виталий Пацюков, Виктор Пивоваров, Доменик Фернандес, Ив Мишо, Жан-Клод Маркадэ и другие.
500
р.
Вера Мильчина «Хроники постсоветской гуманитарной науки» 978-5-4448-1144-3
Хроники постсоветской гуманитарной науки
Трудно представить себе науку без конференций, без докладов и их обсуждений. Именно в живом диалоге ученые проверяют свои выводы, высказывают новые идеи, горячатся и шутят, приходят
к согласию и расходятся во мнениях. Но «что остается от сказки потом, после того,
как ее рассказали?» Ведь не все доклады обретают печатную форму, а от реплик, споров, частных бесед и самого духа дискуссий не остается ничего, кроме смутных воспоминаний.

Можно ли перенестись в прошлое и услышать, как кипели страсти на первых постсоветских гуманитарных конференциях? Оказывается, можно: эта атмосфера сохранена в отчетах о тридцати историко-филологических чтениях 1991–2017 годов, написанных Верой Мильчиной, ведущим научным сотрудником ИВГИ РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Ее книгу можно читать как путеводитель
по работам последних двадцати пяти лет, а можно — как фрагмент коллективной памяти научного сообщества и наброски к портрету целого поколения ученых,
ушедших и ныне здравствующих.
830
р.
Инга Видугирите «Гоголь и географическое воображение романтизма» 978-5-4448-1136-8
Гоголь и географическое воображение романтизма
В 1831 году состоялась первая публикация статьи Н. В. Гоголя «Несколько мыслей
о преподавании детям географии». Поднятая в ней тема много значила для автора «Мертвых душ» — известно, что он задумывал написать целую книгу о географии России. Подробные географические описания, выдержанные в духе научных трудов первой половины XIX века, встречаются и в художественных произведениях Гоголя. Именно на годы жизни писателя пришлось зарождение географии как науки, причем она подпитывалась идеями немецкого романтизма,
а ее методология строилась по образцам художественного пейзажа.

Опираясь на понятие географического воображения, разработанного в интеллектуальной истории за последние несколько десятилетий, И. Видугирите впервые рассматривает интертекстуальные пересечения творчества Гоголя с географическим дискурсом его времени. Автор не только прослеживает связь между пространственными образами писателя и конкретными географическими и картографическими источниками, но и показывает, что Гоголь одним из первых в России сформулировал принципы, которые легли в основу современной географии.
450
р.
Виолетта Гудкова «Театральная секция ГАХН. История идей и людей 1921–1930» 978-54448-1137-5
Театральная секция ГАХН.
История идей и людей 1921–1930

В начале XX века театр претерпевал серьезные изменения: утверждалась новая профессия — режиссер, пришло новое понимание метафорического пространства спектаклей, параллельно формировалась наука о театре. Разрозненные кружки и объединения пишущих о театре людей требовали институционализации, и в 1921 году на основе Государственного института театроведения была организована Театральная секция Российской академии художественных наук.

Эта книга — очерк истории ее создания, нескольких лет напряженной работы — и драматической гибели в месяцы «великого перелома». Как рождалось отечественное театроведение? Какие ключевые научные дискуссии шли в стенах Теасекции, какие методологические и теоретические задачи ставили перед собой ученые? Кто и как задавал направления и структуру исследований
об искусстве театра? Книга написана по архивным материалам, хранящимся в РГАЛИ.

Виолетта Гудкова
— доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института искусствознания, автор многих работ по истории литературы и театра.
1050
р.
 Михаил Гробман «Левиафан 2. Иерусалимский дневник 1971–1980» 978-5-4448-1147-4
Левиафан 2. Иерусалимский дневник 1971–1980
Михаил Яковлевич Гробман (1939, Москва) — поэт и художник, в 1960-е принадлежавший
к кругу московских художников-нонконформистов, один из лидеров и идеологов Второго русского авангарда. В 1971 году переехал в Израиль, где сразу по прибытии записал в дневнике:
«У меня есть все нужное простому смертному: талант, семья, друзья, свобода, новая жизнь».

Как и в России, художник экспериментирует с разными художественными практиками, противопоставляя местному академическому истеблишменту поиски новых путей и различные неординарные проекты. В записях, составивших эту книгу (1971–1980 годы), подробнейшим образом запечатлена хроника жизни израильской богемы, литературная и бытовая повседневность. Впечатления от новых обстоятельств и знакомств, рассказы о выставках и музеях, литераторских посиделках, спорах и акциях перемежаются размышлениями о жизни и искусстве.
1050
р.
Семен Ласкин «Одиночество контактного человека. Дневники 1953–1998 годов» 978-5-4448-1152-8
Одиночество контактного человека.
Дневники 1953–1998 годов

Около пятидесяти лет петербургский прозаик, драматург и сценарист Семен Ласкин (1930–2005) вел дневник. Двадцать четыре тетради — своего рода хроника жизни советской творческой интеллигенции на протяжении нескольких культурных эпох —
от Оттепели и до постсоветского времени.

Повествование включило в себя множество лиц, событий, разговоров, запечатлевших дух времени, его главные надежды, страхи и разочарования. Сквозные герои дневника и постоянные собеседники Ласкина — ключевые фигуры послевоенной советской культуры: В. Аксенов, Г. Гор,
И. Авербах, Д. Гранин и др. Некоторые встречи не имели продолжения, но остались запечатленными: с А. Ахматовой, И. Эренбургом, В. Кавериным. Еще одной важной частью дневника стали рассказы о дружбе с петербургскими художниками А. Самохваловым, П. Кондратьевым,
Р. Фрумаком, И. Зисманом.

Книгу составил и пояснительные тексты к ней написал сын писателя,
историк и прозаик Александр Ласкин.
500
р.
Соломон Волков «Москва / Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах» 978-5-17-116193-4
Москва / Modern Moscow. История культуры в рассказах и диалогах
Москва / Modern Moscow — это опыт осмысления «московского» вклада в отечественную и мировую культуру. В исторических очерках Соломон Волков рассказывает о ключевых фигурах и важных событиях истории московской культуры ХХ века: создание МХТ в 1898 году и Чехов-драматург, Булгаков и переменчивое отношение к нему Сталина, приезд в Москву Анри Матисса и общество «Бубновый валет», Эйзенштейн и «будущее звуковой фильмы»; Шостакович и Евтушенко, Рихтер и Гилельс, Венедикт Ерофеев и Дмитрий Александрович Пригов. Главная тема диалогов в этой книге — культурный облик столицы ХХI века. Собеседниками Волкова стали: директор ГМИИ имени А. С. Пушкина Марина Лошак, литературный критик Галина Юзефович, директор Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Дмитрий Бак, художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман, главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин, ректор ГИТИСа Григорий Заславский.

«Новая Москва... Какое содержание вкладываю я в это понятие? В культурологии широко применяется термин modernity. Modernity — это современность и актуальность, это история, которая рождается у нас на глазах, здесь и сейчас. Наша городская жизнь, находясь в динамическом развитии, создает ситуацию постоянного обновления: в борьбе между прошлым и настоящим рождается будущее. Modernity включает внешне противоположные импульсы: текучесть, спонтанность, революционность, тягу к коллективизму — и фетишизм, склонность к индивидуализму, затворничеству, мироощущение „подпольного человека". Варясь в этом котле противоречий, мы можем быть глубоко несчастны, но нам никогда не будет скучно. Это и есть мироощущение жителей мегаметрополисов, к каковым принадлежит современная Москва».
(Соломон Волков)
865
р.
Кэтрин Мерридейл «Каменная ночь. Смерть и память в России XX века»  978-5-17-102889-3
Каменная ночь. Смерть и память в России XX века
Каким было отношение к смерти в дореволюционной России и как оно изменилось с приходом
ко власти большевиков? Как повлияла на отношение человека с загробным миром богоборческая политика советского правительства? Что больше всего запомнили те, кто пережил заключение
в сталинских лагерях? За что сражались и умирали наши солдаты во Второй мировой войне? Почему стал возможен Большой террор? От чего граждане России умирали в 30-х, 60-х и 90-х?

Невероятно скрупулезное и захватывающее исследование Кэтрин Мерридейл посвящено темам смерти и памяти, одним из ключевых во всей нашей культуре. И российский XX век дал здесь невероятное количество материала для размышления: революция и гражданская война, масштабный голод и коллективизация, Большой террор и ГУЛАГ, Вторая мировая война и разруха девяностых.
1300
р.
Константин Михайлов «Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды»
Маленький плохой заяц,
или Взаимосвязь религии и окружающей среды

Влияет ли экология на религиозные взгляды? Зависят ли наши убеждения от того, какие ландшафты нас окружают и каких животных мы видим? Скажем, если бы Иисус никогда не видел агнцев, а имел дело только со страусами — мы знали бы совершенно иное христианство?
И наоборот: зависит ли экология от религии? Как монотеистические религии влияют на глобальное потепление, а зороастризм — на птиц?

Через мифы и истории Константин Михайлов рассказывает о том, почему мы верим в то, во что верим, как окружающая среда на нас влияет, а мы — на нее. Австралийские мифы и южноафриканские ритуалы, плавания полинезийцев и войны индейцев с колонизаторами — глава за главой автор показывает, как формирование религии и ход истории оказываются зависимы
от растений и животных, ландшафта и климата и как большие религии преобразуют и изменяют природу, помогая нам выжить, в то же время подчас разрушая окружающую среду.
495
р.
Томас Рикс «Черчилль и Оруэлл: Битва за свободу» 978-5-00139-085-5
Черчилль и Оруэлл. Битва за свободу
На материале биографий Уинстона Черчилля и Джорджа Оруэлла автор показывает, что два этих непохожих друг на друга человека больше других своих современников повлияли на идеологическое устройство послевоенного западного общества. Их оружием было слово,
а их книги и выступления и сегодня оказывают огромное влияние на миллионы людей.

Сосредоточившись на самом плодотворном отрезке их жизней — 1930х—1940‑х годах, Томас Рикс не только рисует точные психологические портреты своих героев, но и воссоздает картину жизни Британской империи того периода во всем ее блеске и нищете — с колониальными устремлениями и классовыми противоречиями, фатальной политикой умиротворения и увлечением фашизмом со стороны правящей элиты.

Отражены в книге и участие Оруэлла в гражданской войне в Испании, и решающая роль Черчилля в годы Второй мировой войны. При этом Рикс не пишет парадные портреты великих людей,
а безбоязненно показывает своих героев в минуты морального и интеллектуального взлета и эмоционального и физического упадка, проявления невероятной духовной силы и откровенной человеческой слабости.
600
р.
Константин Сонин «Когда кончится нефть и другие уроки экономики» 978-5-17-115738-8
Когда кончится нефть и другие уроки экономики
Что будет, когда кончится нефть? Зачем диктатору может понадобиться свободная пресса?
Как победить автомобильные пробки и измерить неэффективность государственного управления? Какие изменения ждут мировую экономику на фоне замедления роста в Китае и действий китайского правительства? Чем грозят российской экономике падение мировых цен на нефть, санкции и контрсанкции? Почему для успешного развития рыночной экономики необходимы банкротства?

Книга экономиста Константина Сонина, профессора Чикагского университета и Высшей школы экономики, затрагивает наиболее интересные, злободневные и важные вопросы, которые, несмотря на то, что являются вопросами экономическими, касаются нашей жизни куда сильнее, чем мы подозреваем. Отдельного упоминания заслуживают «нобелевские уроки», рассказывающие
об открытиях нобелевских лауреатов.
700
р.
Татьяна Салахиева-Талал «Психология в кино. Создание героев и историй» 978-5-00139-116-6
Психология в кино. Создание героев и историй
Книга, написанная автором уникального курса «Психология для сценаристов» Татьяной Салахиевой-Талал, знакомит с концепциями некоторых психологических школ и направлений, переосмысленными с точки зрения кинодраматургии. Среди них теории Фрейда и Юнга, оказавшие громадное влияние на киноискусство, гештальт-подход, которому в книге уделено особое внимание, а также новейшие мировые исследования в области социокультурных феноменов, знание которых позволит создавать актуальные для современного зрителя истории.

Каждая психологическая теория адаптирована под цели кинодраматургов и интегрирована в ключевые сценарные структуры. Благодаря этому читатель научится понимать, как разные формы искусства влияют на психику зрителя, как создавать глубокие характеры героев и психологически достоверные истории, какие повороты сюжета и личностные особенности персонажей вовлекают зрителя в происходящее на экране, заставляя его сопереживать героям, проходить вместе с ними путь трансформации и достигать катарсиса. Все эти знания, несомненно, полезны не только сценаристам, но и режиссерам, продюсерам, редакторам, киноведам и всем тем, кто интересуется кино и психологией.
585
р.
Нелюбимая дочь. Как оставить в прошлом травматичные отношения с матерью и начать новую жизнь
Нелюбимая дочь. Как оставить в прошлом травматичные отношения с матерью и начать новую жизнь
Принято считать, что материнская любовь безусловна и незыблема. Мало кто готов признать, что бывают жестокие, нелюбящие матери. Вырастая, дети таких матерей зачастую молчат о пережитом и страдают от одиночества. Внешние достижения таких людей нередко лишь маскируют подлинное самовосприятие: они до сих пор несчастливы из-за происходившего с ними в детстве, несмотря на успешную карьеру и то, что им удалось создать собственные семьи.

Книга американской писательницы Пег Стрип, в прошлом — нелюбимой дочери, адресована женщинам, прошедшим через такой опыт. Автор не только приводит множество историй, рассказанных дочерями нелюбящих матерей, но и описывает методы, помогающие избавиться
от гнета прошлого.

«В нашей культуре жестокая правда — что бывают матери, которые ранят, отторгают или унижают своих детей словами и действиями, — тайна, и ее существование никто не хочет признавать. Мы страдаем от одиночества и молчания, тонем в сентиментальном сиропе, в море футболок и чашек
с надписями «Дом там, где мама» и «Лучшей в мире мамочке». За последние несколько лет
я поняла, что ощущение изоляции — пропасти, отделяющей тебя от самых близких, клейма ущербной или недостойной, страха, что с тобой что-то не так, — ранит не меньше, чем отсутствие материнской любви».
(Пег Стрип)
395
р.
«Кто придумал русский рейв. Комплект из 2-х книг» 978-5-386-12667-4
Кто придумал русский рейв. Комплект из 2-х книг
В комплект «Кто придумал русский рейв» вошли следующие книги:

«Тимур „Врать только правду!"». Детство, отрочество и юность современного искусства в России невозможно представить без одной из ярчайших звезд, флагмана художественной революции Тимура Петровича Новикова (1958-2002). Именно он стал идеологом, теоретиком и вдохновителем для уже нескольких поколений легендарных художников, музыкантов, поэтов и кинорежиссеров. Действующие лица этой книги — сам Т. П. Новиков и его соратники Олег Котельников, Георгий Гурьянов, Виктор Цой, Сергей Бугаев (Африка), Сергей Курёхин, Евгений Юфит, Юрий Красев (Циркуль), Андрей Хлобыстин, Аркадий Драгомощенко, Константин Звездочётов, Сергей Шутов и многие другие — рассказывают, как зародилось и чем дышало искусство Ленинграда и Москвы, о вкладе в его развитие новых романтиков, «Новых академиков», «Новых художников», отцов-основателей российского рейва, ставших символами современной культуры, девиз которой — «Врать только правду!».

«Корпорация счастья. История российского рейва». Это история зарождения и развития в 1990-2005 годах российского клубного движения, написанная легендарным промоутером, основателем первого в нашей стране ночного клуба «Тоннель» и одним из корифеев знаменитого сквота на Фонтанке, 145, чьи искры разлетелись по всей стране и разожгли пожар массового танцевального безумия. Среди героев книги множество известных персон и неформальных знаменитостей Петербурга, принадлежащих к миру искусства: Юрис Лесник, Олег Назаров, Алексей Хаас, Ольга Тобрелутс, Георгий Гурьянов, Сергей Бугаев (Африка), Тимур Новиков и многие другие.
980
р.
«От Сайгона до Gagarin-party. Комплект из 2-х книг» 978-5-386-12643-8
От Сайгона до Gagarin-party. Комплект из 2-х книг
В комплект «От Сайгона до Gagarin-Party. Химия и магия ленинградского андеграунда» вошли две книги:

Всеволод Гаккель, Дюша Романов «История „Аквариума". Сторона „А"».
История «Аквариума» — собрание важных и редких свидетельств о главной русской группе XX века. В это издание вошли воспоминания двух участников «золотого» состава. Флейтист Дюша Романов и виолончелист Всеволод Гаккель каждый со своей стороны описывают феномен, родившийся еще в 70-х и до сих пор не утративший притягательности.

Андрей Хаас «Корпорация счастья. История российского рейва».
Это история зарождения и развития в 1990-2005 годах российского клубного движения, написанная легендарным промоутером. основателем первого в нашей стране ночного клуба «Тоннель» и одним из корифеев знаменитого сквота на Фонтанке, 145, чьи искры разлетелись по всей стране и разожгли пожар массового танцевального безумия. Среди героев книги множество известных персон и неформальных знаменитостей Петербурга, принадлежащих к миру искусства.
830
р.
новая серия книг издательства Ad marginem
The Big Idea. Введение в XXI век
Пелевин Искусство легких касаний
Искусство легких касаний
Анна Наринская в рецензии для «Новой газеты»:

«Название книге — „Искусство легких касаний" (М., Эксмо) — дает один из трех входящих в нее текстов — второй. Он самый длинный и, безусловно, самый главный. Первый называется „Иакинф" — он как будто для разгона. Третий — „Столыпин" — это скорее десерт.

Притом что теперешний всеобщей страх спойлеров кажется мне вещью принципиально неправильной, сводящей произведения к их потребительско-развлекательной составляющей
(ах, мы так хотели удивиться, а нам помешали), — в этом случае действительно лучше ничего
не выдавать. Особенно говоря о текстах, обрамляющих главный.


Это типичные „пелевинские" тексты, в которых финальное „а, оказывается" меняет перспективу, заставляет предыдущий текст стать другим, так что, обозначив этот твист, можно лишить читателя чувства переключения, вспышки, которая сверкает в конце хороших рассказов этого автора. <...>

Всей книге предпослано авторское предупреждение. „Эта книга нашептана мультикультурным хором внутренних голосов различных взглядов, верований, ориентаций, гендеров и идентичностей, переть против которых, по внутреннему ощущению автора, выйдет себе дороже". Этот иронический пассаж, с одной стороны, показывает, как писатель относится ко всем этим „гендерам
и убеждениям", а с другой — и вправду работает дисклеймером, предупреждая заполошных моралистов, что ничто из сказанного в принципе не может быть аттестовано как идея автора
и вменено ему в качестве мнения. <...>


В конце нормальной рецензии должен быть вывод. Вывод такой: годный Пелевин, надо брать».
835
р.
Rigas Laiks. Два новых номера лучшего русскоязычного рижского журнала
Брайан Китинг «Гонка за Нобелем: История о космологии, амбициях и высшей научной награде» 978-5-91671-943-7
Гонка за Нобелем.
История о космологии, амбициях и высшей научной награде

В своей нашумевшей книге Брайан Китинг — космолог и разработчик эксперимента по исследованию реликтового излучения BICEP — рассказывает инсайдерскую историю захватывающего открытия, сделанного в ходе программы BICEP2, и о последовавшей научной драме. Научный азарт и стремление разгадать тайну рождения Вселенной приводят автора в разные уголки земного шара — от Род-Айленда до Южного полюса, от Калифорнии до Чили, и в это путешествие, наполненное личными откровениями и глубокими прозрениями, он приглашает читателя. Китинг рисует яркую картину мира современной науки с его ожесточенной конкуренцией и нередкими разочарованиями. Он провокационно утверждает, что Нобелевская премия, вместо того чтобы способствовать научному прогрессу, иногда оказывается препятствием, поощряя в ученой среде конкуренцию и жадность, заставляя неоправданно торопиться с открытиями и тормозя по-настоящему смелые научные инновации. Вдумчиво переосмысливая намерения Альфреда Нобеля, Китинг предлагает практические решения по реформированию премии и свое ви́дение научного будущего, в котором космологи смогут наконец-то заглянуть в начало времен.
585
р.
«Выдающиеся растения, которые изменили нашу жизнь» Байнум Х., Байнум У. 978-5-389-13809-4
Выдающиеся растения, которые изменили нашу жизнь
Развитие человечества невозможно представить себе без растений: на протяжении тысячелетий они дают нам пищу, кров, одежду, средства передвижения и лекарства.

Хелен и Уильям Байнум — историки науки и медицины, а также страстные садоводы — прослеживают в этой книге историю взаимодействия людей с 80 ключевыми растениями
на протяжении последних 12 000 лет. Они начинают с первых окультуренных злаков, заложивших основы развития цивилизаций (пшеница, рис, кукуруза), посвящают следующий раздел растениям, из которых создавался наш материальный мир — корабли, жилища, одежда, мебель (дуб, лен, хлопок), затем переходят к товарным культурам, радикально повлиявшим на мировую экономику, колониализм и постколониализм, равно как и на привычные нам модели потребления (чай, кофе, сахарный тростник). От тыквы и фасоли, пришедших из Америки, до африканских сорго и ямса,
от бразильского каучука до китайского бамбука — географический охват книги грандиозен.

Это потрясающее издание, иллюстрированное уникальными старинными рисунками, гравюрами, литографиями и картинами из собрания Королевских ботанических садов Кью в Лондоне, станет источником новых знаний и вдохновения для всех, кому интересна как история, антропология
и культурология, так и ботаника, и для каждого, кто неравнодушен к красоте и разнообразию царства флоры.
995
р.
«Велосипед. Иллюстрированная история» Хэдленд Т., Лессинг Х. Э. 978-5-389-14081-3
Велосипед. Иллюстрированная история
С момента своего появления в начале XIX века велосипеды не теряют популярности. Их количество в мире достигло внушительной цифры — миллиард с лишним экземпляров. При том огромном разнообразии типов, моделей и функционала велосипедов, которое существует сегодня, история этого транспортного средства была непростой и захватывающей.

Ведущие специалисты по истории техники и технологий Тони Хэдленд и Ханс Эрхард Лессинг исследовали ключевые этапы эволюции велосипеда от первых прообразов до суперсовременных машин. На основе впечатляющего объема материалов, в том числе специализированной патентной документации, в сопровождении более 300 уникальных иллюстраций в книге показано развитие технических характеристик велосипедов и их отдельных компонентов, включая сиденья, трансмиссию, тормоза, осветительные устройства и приспособления для перевозки груза
и пассажиров (багажники, велорюкзаки, подседельные сумки, прицепы и детские сиденья).

«Мы рассмотрим ранние стадии развития велосипеда в те времена, когда он был еще далек
от своей наиболее совершенной и устойчивой формы — безопасного устройства с рамой классической геометрии. Проследим дальнейшее развитие и совершенствование велосипедов
с различной спецификой использования, в том числе гоночных, складных и внедорожных. Мы также исследуем эволюцию функциональных составных частей велосипеда, необходимых для улучшения скоростных показателей, комфортной езды и удобства транспортировки багажа».
(Тони Хэдленд, Ханс Эрхард Лессинг)
1915
р.
Ренат Асейнов «При дворе герцогов Бургундских. История, политика, культура XV века» 978-5-91244-244-5
При дворе герцогов Бургундских.
История, политика, культура XV века

Издание представляет собой сборник научных трудов историка-медиевиста Рената Меулетовича Асейнова (1982–2015), специалиста по истории Бургундии XV в. и двора герцогов Бургундских.
В книге рассматриваются различные аспекты политической, социальной и культурной жизни бургундского общества. Основное внимание уделяется исторической мысли, формировавшейся придворными хронистами герцогов и другими историографами (Жорж Шатлен, Жан Молине, Оливье де Ла Марш, Жак дю Клерк и пр.). Анализируются представления об образе и власти государя, его взаимоотношения с придворными и представителями подвластных территорий, соотношение королевской и герцогской власти, борьба придворных группировок за сферы влияния и др.

Для историков, культурологов и широкого круга читателей, интересующихся историей позднесредневековой Европы.
930
р.
Игумен Арсений (Соколов) «Книга пророка Осии. Комментарий. Исследования Ветхого Завета» 978-5-906960-75-7
Книга пророка Осии. Комментарий. Исследования Ветхого Завета
Историю библейского Израиля вершили пророки. Не случайно многие из тех ветхозаветных книг, которые мы привыкли называть «историческими» — книги Иисуса Навина, Судей, 1-4 Царств (или, по западному делению, 1-2 Самуила и 1-2 Царей) — в древней иудейской традиции относятся
к разделу Пророков.

Библейские пророки всегда находились в гуще событий, постоянно вмешивались в политику. Их действия и их слова порой оказывали на современников большее влияние, чем дела царей и военачальников. В их речах и поступках было больше интерпретации настоящего, нежели предсказаний о будущем. Письменные, или поздние пророки, к числу которых принадлежит Осия, в этом смысле — не исключение.

По всей видимости, Осия был младшим современником Амоса. Служение Осии, было довольно долгим и продолжалось не менее 22 лет, таким образом, Осия, в отличие от Амоса — свидетель не только политического могущества Израиля, достигшего своего апогея в царствование Иеровоама II, но и свидетель стремительного заката своей страны, ее предсмертной агонии под ассирийскими ударами.

Книгу пророка Осии, как и всю книгу Двенадцати пророков, которую она начинает, открывает шокирующее, вызывающее недоумение и удивление метафоричное название «Неверная жена». И, как справедливо отмечает автор, игумен Арсений (Соколов), лучшего названия и для книги пророка Осии, и для всей книги Двенадцати — невозможно себе представить. Израиль — на краю гибели, на краю полной политической катастрофы и этому должно быть духовное объяснение. Осия объясняет: причина катастрофы — измена Богу...

В изложение вкраплены слова и цитаты на библейском иврите и древнеарамейском. Книга может быть полезна всем интересующимся библеистикой, а особенно магистрантам и аспирантам, обучающимся по новому направлению «Христианские источники».
800
р.
Митрополит Илларион (Алфеев) «Последний пророк и первый апостол. Что мы знаем об Иоанне Крестителе?» 978-5-906960-74-0
Последний пророк и первый апостол.
Что мы знаем об Иоанне Крестителе?

Книга рассказывает о святом Иоанне Крестителе. Все четыре Евангелия уделяют ему большое внимание как пророку, чья проповедь непосредственно предшествовала проповеди Спасителя. Евангелие от Марка начинается с рассказа об Иоанне Крестителе. У Матфея рассказ о проповеди Крестителя следует сразу же после повествования о рождении и детстве Христа. Лука начинает свое Евангелие с рождения Крестителя и затем излагает параллельно биографии Иоанна и Иисуса.

Все три синоптика описывают Крещение Иисуса от Иоанна в Иордане как событие, с которого началось общественное служение Христа. Об Иоанне Крестителе и его встречах с Иисусом рассказывается также в Евангелии от Иоанна.

Автор, митрополит Илларион (Алфеев), опирается как на святоотеческие толкования Евангелия, так и на современную научную литературу. Написанная доступным языком, книга будет полезна широкому кругу читателей, изучающих Священное Писание.
200
р.

Редкая книга
О священном безумии. Христианство в современном мире
Татьяна Горичева, 2016 г., Алетейя
690
р.
893
р.
Книга Татьяны Горичевой — это погружение в мир христианской культуры. Она помогает нашему сознанию избавиться от многослойной мифилогизации по поводу этого предмета, очищая слой за слоем: от уровня бытового, профанного к уровню онтологическому. Великое «онтологическое» открытие эпохи Просвещения о несовместимости веры и разума за триста лет потеряло всякий вес и сегодня характеризует способ мышления обывателя, безжалостно вовлеченного в процесс потребления. Мыслящие более свободно уже замечают, что время противопоставлений, дуалистической парадигмы также далеко позади. Мыслящие творчески замечают и более того: все философские попытки отделить свет от тьмы с помощью одного только разума потерпели провал. Возвращение в современную науку метода междисциплинарных исследований, каким пользовались ученые до Нового времени, — факт, позволяющий надеяться, что проблемы современности подлежат решению.

Эта книга — осмысление самого, быть может, болевого вопроса: кто мы и зачем приходим в этот мир. Это исследование на пересечении богословия, социологии, антропологии, истории и ряда естественных наук. При всей академической образованности автора ее философские эссе лишены сухости и анонимности научных текстов. В них пульсируют живая мысль и живая боль.
Доставка по России — от 150 до 500 рублей (рассчитывается индивидуально и зависит от веса). Заказы от 5000 рублей отправляем по России бесплатно. Более подробно о доставке можно узнать, написав на почту primversus@gmail.com или оформив заказ на нашем сайте.