13 октября 2019 года | воскресенье 19.00
Москва, Покровка, 27, КЦ «Покровские ворота»
Образы Средневековья
На вечере, посвященном открытию Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, его сотрудники, авторы известных книг по средневековому искусству, Апокалипсису и демонологии — Дмитрий Антонов, Валерия Косякова, Михаил Майзульс и Дильшат Харман (соавторы «Страдающего Средневековья») — порассуждают
о том, как искусство вписано в социальные контексты, как вокруг изображений рождаются легенды, как образы участвуют в «экономике спасения», а визуальные знаки маркируют социальные группы.
ЧЕТЫРЕ ЛЕКЦИИ ЗА ОДИН ВЕЧЕР
лекция 1
Бес в образе старика: «детективное» расследование в области русской иконографии
Автор лекции — Дмитрий Антонов
лекция 1
Бес в образе старика: «детективное» расследование в области русской иконографии
Автор лекции — Дмитрий Антонов
Русская иконография, несмотря на труды многих историков искусства, полна загадок и неверных, порой курьезных интерпретаций. В пространстве икон и фресок скрываются фигуры и персонажи, которые мало понятны самим иконописцам и которые обрастают легендами в научной и в популярной литературе. Мы разберем хорошо известный сюжет Рождества Христова, чтобы понять, как возникла, как строилась и усложнялась мифологическая биография одного из ее персонажей, и какие новые фигуры появляются благодаря этому в иконописи последних лет.
Русская иконография, несмотря на труды многих историков искусства, полна загадок и неверных, порой курьезных интерпретаций. В пространстве икон и фресок скрываются фигуры и персонажи, которые мало понятны самим иконописцам и которые обрастают легендами в научной и в популярной литературе. Мы разберем хорошо известный сюжет Рождества Христова, чтобы понять, как возникла, как строилась и усложнялась мифологическая биография одного из ее персонажей, и какие новые фигуры появляются благодаря этому в иконописи последних лет.
лекция 2
Степняки и Израиль: почему монголов изображали в «еврейских» шапках?
Автор лекции — Михаил Майзульс
лекция 2
Степняки и Израиль: почему монголов изображали в «еврейских» шапках?
Автор лекции — Михаил Майзульс
На алтаре св. Ядвиги Силезской, написанном в XV в., монголы, вторгшиеся на католический Запад за два столетия до того, идут в бой под знаменами, на которых изображены т. н. «юденхуты» — «еврейские шапки». Этот остроконечный головной убор на протяжение нескольких столетий в католической иконографии служил главным опознавательным знаком иудеев. В нем изображали и ветхозаветных праотцев, и новозаветных книжников, и средневековых ростовщиков. Мы поговорим о том, как монголы, в картине мира христианских клириков и хронистов, были связаны с народом Израиля, и как вообще в средневековой иконографии применялись знаки этничности.
На алтаре св. Ядвиги Силезской, написанном в XV в., монголы, вторгшиеся на католический Запад за два столетия до того, идут в бой под знаменами, на которых изображены т. н. «юденхуты» — «еврейские шапки». Этот остроконечный головной убор на протяжение нескольких столетий в католической иконографии служил главным опознавательным знаком иудеев. В нем изображали и ветхозаветных праотцев, и новозаветных книжников, и средневековых ростовщиков. Мы поговорим о том, как монголы, в картине мира христианских клириков и хронистов, были связаны с народом Израиля, и как вообще в средневековой иконографии применялись знаки этничности.
лекция 3
Регенсбургский Алтарь Бедных Душ:
как искусство спасает грешников
Авторка лекции — Дильшат Харман
лекция 3
Регенсбургский Алтарь Бедных Душ:
как искусство спасает грешников
Авторка лекции — Дильшат Харман
В конце XV века член городского совета Регенсбурга Зигмунд Гранер и его жена Элизабет Энгльмайр заказали алтарь с изображением Страшного суда, хорошей и плохой молитвы и дел, которые живые могут совершать, чтобы спасти души, находящиеся в чистилище. Сами они, со своими святыми покровителями и родственниками, тоже изображены на алтаре. Это произведение одновременно является своего рода «инструкцией» по спасению грешников и предметом, который приносит спасение — ведь супруги пожертвовали алтарь в церковь, и каждый, кто молился перед ним, вспоминал его заказчиков. Мы обсудим, какую роль играли произведения искусства в позднесредневековой «экономике спасения», и как в иконографии отразилась практика жертвовать деньги и добрые дела во спасение знакомых и незнакомых душ в чистилище.
В конце XV века член городского совета Регенсбурга Зигмунд Гранер и его жена Элизабет Энгльмайр заказали алтарь с изображением Страшного суда, хорошей и плохой молитвы и дел, которые живые могут совершать, чтобы спасти души, находящиеся в чистилище. Сами они, со своими святыми покровителями и родственниками, тоже изображены на алтаре. Это произведение одновременно является своего рода «инструкцией» по спасению грешников и предметом, который приносит спасение — ведь супруги пожертвовали алтарь в церковь, и каждый, кто молился перед ним, вспоминал его заказчиков. Мы обсудим, какую роль играли произведения искусства в позднесредневековой «экономике спасения», и как в иконографии отразилась практика жертвовать деньги и добрые дела во спасение знакомых и незнакомых душ в чистилище.
лекция 4
Иероним Босх в России
Авторка лекции — Валерия Косякова
лекция 4
Иероним Босх в России
Авторка лекции — Валерия Косякова
Начиная с XVIII века коллекционеры Российской Империи охотились за редкими произведениями искусства: картины разных эпох и столетий украшали дворянские гнёзда, галереи, кабинеты. Могли ли экзотические, затейливые и в чём-то даже шокирующие работы Иеронима Босха очутиться в собраниях живописи дореволюционных антикваров и ценителей искусства? В этом выступлении Валерия Косякова расскажет, какие неожиданные параллели можно обнаружить между эстетической вселенной Иеронима Босха и русской культурой, почему сегодня, придя в дом-музей Алексея Николаевича Толстого, вам «покажут» Босха, а Владимир Владимирович Набоков, помимо прочего известный лепидоптеролог, произвёл тщательный анализ центральной панели триптиха «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.
Начиная с XVIII века коллекционеры Российской Империи охотились за редкими произведениями искусства: картины разных эпох и столетий украшали дворянские гнёзда, галереи, кабинеты. Могли ли экзотические, затейливые и в чём-то даже шокирующие работы Иеронима Босха очутиться в собраниях живописи дореволюционных антикваров и ценителей искусства? В этом выступлении Валерия Косякова расскажет, какие неожиданные параллели можно обнаружить между эстетической вселенной Иеронима Босха и русской культурой, почему сегодня, придя в дом-музей Алексея Николаевича Толстого, вам «покажут» Босха, а Владимир Владимирович Набоков, помимо прочего известный лепидоптеролог, произвёл тщательный анализ центральной панели триптиха «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха.
что почитать
Рекомендуемый список литературы
Готовьтесь к лекциям — читайте книги!
что почитать
Рекомендуемый список литературы
Готовьтесь к лекциям — читайте книги!
Михаил Майзульс «Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем»
Михаил Майзульс «Мышеловка святого Иосифа. Как средневековый образ говорит со зрителем»
Историк-медиевист Михаил Майзульс в своей книге раскрывает тайны средневековых изображений, приближая читателя к ответу на вопрос: почему нам сегодня может быть интересно Средневековье? Понять настоящее без знания прошлого невозможно, поэтому ключ к сегодняшней популярности Средневековья — в понимании того, как и о чем средневековый образ говорит
со зрителем.

Книга Майзульса рассказывает об облачках-бабблах (выноски на полях — прим. книжного Primus Versus), в которые записывали реплики персонажей, о рамках, из которых они так часто пытались выбраться, о маргиналиях — причудливых, комичных, монструозных, часто абсурдных
и непристойных обитателях книжных полей, о том, как средневековые читатели портили фигуры грешников и демонов и различные изображения нагого тела на книжных миниатюрах. Историю средневекового образа невозможно понять и написать, забыв о зрителе, который взаимодействовал с ним, поклонялся ему или ненавидел его.
1795
р.